Принципы управления персоналом

Все проблемы, возникающие в системе управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблемы и ответственность за ее решение, выше заработная плата руководителя.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору третьей категории, рабочему) — еще проще.

Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления и т.д. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой и качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

Таким образом, при формировании структуры и содержания принципов управления персоналом будем исходить из следующих посылок:

  • комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
  • ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
  • дифференциация количества применяемых принципов работы в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.

Количество принципов работы руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такое же, что и руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже проблема, тем глубже она должна быть проработана и больше должно быть применено принципов.

Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления:

  • Соблюдение принципов управления экономикой. Управление экономикой включают следующие 14 принципов:
  • воспроизводства системы жизнеобеспечения;
  • правовой регламентации управления;
  • социальной ориентации развития экономики;
  • научной обоснованности системы управления;
  • системности управления;
  • ориентации экономики на инновационный путь развития;
  • сохранения собственных сырьевых ресурсов;
  • ранжирования объектов управления по их важности;
  • единства теории и практики управления;
  • сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
  • рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
  • организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности,
    пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, несение ответственности за результаты работы и др.);
  • рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
  • обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по восьми факторам (времени, качеству, риску и т.д.)
  • Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю. Квалификационные требования к менеджеру включают семь групп требований:
  • общая подготовка;
  • экономико-правовая подготовка;
  • профессиональная подготовка в области менеджмента;
  • умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
  • умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
  • умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
  • практический опыт и навыки.
  • Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления относятся следующие:
  • методы принуждения;
  • методы побуждения;
  • методы убеждения.
  • Построение системы именеджмента социально- экономических и производственных объектов. Стандартная структура системы менеджмента:
  • внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь);
  • внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.
  • Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:
  • 60% времени — стратегическим задачам;
  • 25% — тактическим;
  • 15% — оперативным.
  • Применение к управлению (менеджменту) 13 научных подходов. Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять 13 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.
  • Построение психологического портрета личности. Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.
  • Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей по развитию предприятия и личности.
  • Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:
  • поощрять открыто, наказывать конфиденциально;
  • награждать: перспективные решения, а не сиюминутные; тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; творческую работу, а не слепое подчинение; за результат работы, а не за объем; упрощения, а не бесполезные осложнения; качество, а не быструю работу тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.
  • Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника 11. Корпоративный дух (А. Файоль) Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
  • Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы НОТ:
  • всегда будь активен, инициативен, энергичен;
  • работай по расписанию, плану;
  • в помещении разговаривай мало и негромко;
  • не кури в рабочем помещении;
  • определенное место для каждого и каждый на своем месте;
  • экономь время;
  • никогда не раздражайся;
  • будь дисциплинирован;
  • ясно представляй цель, задачи;
  • будь кратким;
  • имей чувство юмора;
  • не стыдись элегантности;
  • на рабочем месте ничего лишнего;
  • умей преодолевать трудности;
  • не бойся экспериментировать;
  • цени чужое мнение;
  • хорошее настроение сохраняет здоровье.
  • Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа:
  • “А” — очень важные и срочные — выполнять немедленно;
  • “В” — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнить;
  • “С” — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным.
  • Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
  • совершенствование товара должно быть постоянным;
  • постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
  • создайте систему подготовки кадров;
  • уничтожайте разобщенность подразделений по производственному циклу;
  • прекращайте практику лозунгов, проповедей и “мобилизации масс”;
  • устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
  • создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
  • создайте систему эффективного руководства, а не надзора;
  • ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
  • Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:
  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения;
  • информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень сопереживания;
  • высокая степень ответственности.
  • Координация работ по качеству, затратам и срокам, функциям.
  • Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение работ должно координироваться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления. Типовой режим труда и отдыха руководителей:
  • первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
  • примерно через 1 ч делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин. Рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
  • обеденный перерыв устанавливается примерно через 5,5—4 ч после начала работы, продолжительность 30—60 мин;
  • за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
  • за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.
  • Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)