Принципы организационной деятельности

Как вы знаете, термин “организация” в менеджменте употребляется в двух значениях:

  • организация (как объект или система) – предприятие, фирма, компания и т.п.;
  • организация (как процесс или функция) – обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.

В самом общем случае организация как объект представляет собой группу людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.
Что же такое организация как процесс (функция)?

Для ответа на этот вопрос сначала попытаемся понять, что означает организовать совместную деятельность группы людей.

Организовать совместную деятельность – это значит:

  • сформулировать цель деятельности;
  • определить необходимое количество исполнителей соответствующей квалификации;
  • осуществить декомпозицию цели – разделить цель на взаимосвязанные задачи;
  • распределить между исполнителями задачи, ресурсы, полномочия и ответственность в соответствии с их квалификацией;
  • обеспечить эффективное взаимодействие исполнителей в соответствии с целью совместной деятельности.

Декомпозиция цели подразумевает, что правильное и своевременное выполнение каждым исполнителем своей части работы приведет в итоге к достижению общей цели организации.

Однако разделение сложной цели на задачи в соответствии с компетенциями и обязанностями сотрудников, а также обеспечение их необходимыми ресурсами и полномочиями еще не означает эффективную организационную деятельность. Для продуктивной работы необходимо обеспечить координацию работы исполнителей организации.

Другими словами, работа группы людей может считаться организованной, если каждый исполнитель знает:

  • что он должен делать;
  • какими ресурсами (инструментами, деньгами, временем и т.п.) он для этого располагает;
  • что он уполномочен требовать или может ожидать от других исполнителей в группе;
  • какую ответственность он несет за порученные ему задачи;
  • как (в каком порядке, по какому алгоритму) исполнители должны взаимодействовать между собой.

Организационная деятельность в самом общем случае предполагает:

  • распределение задач между исполнителями;
  • обеспечение эффективного взаимодействия между ними.

Любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • наличие общей цели или совокупности целей деятельности;
  • совместная деятельность людей;
  • особая система организационных отношений между людьми;
  • управление совместной деятельностью людей;
  • технологичность деятельности;
  • наличие определенной организационной культуры.

Нагляднее всего организационную деятельность объясняет Г. Минцберг, давая в своей книге “Структура в кулаке: создание эффективной организации” определение понятию “структура организации”: структуру организации можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)