Принципы эффективного контроля

Как вы уже знаете, эффективность контроля должна превышать затраты на его обеспечение. А что же такое эффективность контроля? Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям:

  1. Стратегическая направленность – контроль должен отражать и поддерживать главные приоритеты организации.
  2. Ориентация на результаты – конечной целью контроля является достижение результатов работы организации, а не выявление отклонений.
  3. Соответствие целям – контроль должен соответствовать конкретному виду деятельности, быть адаптированным к нему.
  4. Своевременность – правильный выбор временного интервала контроля, соответствующий контролируемому процессу.
  5. Гибкость -система контроля должна быть адаптивной к внешним изменениям.
  6. Простота – система контроля не должна быть излишне сложной .
  7. Экономичность – затраты на контроль не должны превышать его эффективность.
  8. Объективность – выводы, сделанные по результатам контроля, не должны зависеть от предвзятого мнения каких-либо лиц.

Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние.

Излишне частый, необоснованно строгий контроль может стать причиной такого поведения сотрудников, когда они будут либо основное внимание уделять только тем видам работы, которые строго контролируются менеджерами, “забывая” о других, либо “изображать” активную и продуктивную работу в то время, когда их контролирует руководитель, не заботясь о качестве и эффективности.

С другой стороны, вряд ли можно назвать эффективной систему контроля в организации, менеджмент которой руководствуется принципом, выраженным следующим афоризмом.

Почти серьезно… Доверие к подчиненным начинается там, где заканчиваются возможности следящего оборудования.
Афоризм

Баланс контрольных процедур является немаловажной проблемой менеджмента. Эффективным можно назвать лишь такой контроль, который представляет собой золотую середину между тотальным контролем и полной бесконтрольностью.

Бесконтрольность часто порождает апатию и даже, как ни странно, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Такая реакция людей легко объясняется психологически.

Большинство сотрудников полагают, что если их работа не контролируется, то это значит, что в компании нет критериев качества их работы, а руководство расценивает их деятельность как неважную и второстепенную. Кроме того, у сотрудников появляется ощущение, что они и сами не знают, качественно ли они выполняют свою работу.

Другой крайностью неэффективного управления является тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю – весьма распространенная среди менеджеров болезнь.

Практики советуют… Если вы хотите, чтобы все свои силы ваши сотрудники направляли на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то, чтобы их исправить, используйте тотальный контроль.
Н.Н.Вересов

К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:

1. Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.

2. Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение “работник – менеджер”.

3. Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта – организации.

Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры.

Неправильный выбор периодичности контроля может привести к ошибочным выводам о характере контролируемого процесса.

4. В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для чего менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и нормах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.

Практики советуют… Контроль – это взаимодействие между людьми, один из которых (подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) – нет. Не “поймать”, “схватить”, “уличить”, а выяснить и помочь – в этом психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия.
Н.Н.Вересов

К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:

1. Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.

2. Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение “работник – менеджер”.

3. Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта – организации. Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности.

Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры.

4. В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения.

Для чего менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и нормах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.

Практики советуют… Контроль – это взаимодействие между людьми, один из которых (подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) – нет. Не “поймать”, “схватить”, “уличить”, а выяснить и помочь – в этом психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия.
Н.Н.Вересов
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)