Принцип взаимной ответственности государства и личности

Обеспечение принципов прав человека, реализация всего комплекса его личных, социально-экономических и других прав и свобод свидетельствует о достигнутом в обществе уровне взаимодействия государства и личности. Это взаимодействие должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и безусловном признании в качестве высшей ценности каждой личности, ее прав и свобод.

Для интересов личности, общества и государства характерно взаимопроникновение, взаимообусловленность и в то же время несовпадение, а иногда и противоречие. Это обусловлено объединением в государственном интересе двух взаимоисключающих начал: общественного и личного.

Приоритет одного из них в ущерб другому порождает негативные последствия. Так, гиперболизация интересов власти может привести к тоталитаризму, подавлению индивидуальности. Преувеличение прав и свобод личности чревато анархией, отсутствием порядка.

Достижение состояния равновесия, равноправия публичных и частных интересов возможно только в случае, если власть и индивид фактически уважают притязания друг друга, надлежащим образом исполняют свои обязанности и несут соразмерную персонифицированную ответственность за свое поведение.

Поэтому основным средством гармонизации сосуществования публичных и частных интересов, ограждающим индивида от произвола власти, а власть – от неправомерного поведения отдельных членов общества, выступает взаимная ответственность государства и личности.

Термин «ответственность» используется и в преамбуле Основного Закона, выступая в качестве мотивации принятия Конституции и составляя основу основ конституционного строя, поскольку определяет фундамент взаимоотношений народа и государства, предопределяет обязанность личности защищать общество и служить ему, уважать государство, которое, в свою очередь, обязано обеспечить охрану личности, ее жизни и здоровья, имущества и прав.

Взаимная ответственность означает, что каждая из взаимодействующих сторон является по отношению к другой одновременно и управомоченной, и обязанной.

Взаимные права и обязанности закрепляют достигнутый в обществе уровень свободы человеческой личности, меру ее автономии по отношению к государству и вместе с тем границы, в пределах которых реализация прав не перерастает в произвол.

Сущность принципа взаимной ответственности государства и личности может быть определена с точки зрения широкого и узкого подходов, границей между которыми выступает факт нарушения прав и законных интересов публичных и частных субъектов в результате неправомерных действий либо иных событий.

В широком значении принцип взаимной ответственности государства и личности выражается в установлении такой системы взаимоотношений между индивидом и властью, при которой государство предоставляет возможность личности свободно реализовывать свои права и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные), создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность по их обеспечению и защите, а личность, в свою очередь, обязана использовать данные права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов, противоправного поведения.

Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право. Поэтому применение в необходимых случаях санкций, мер государственного принуждения служит одной из важных юридических гарантий нормального функционирования всего общества.

Выраженное в ответственности ограничение прав и свобод обусловлено необходимостью соблюдения общепризнанных и естественных правил человеческого общежития, основанных на принципах гуманности, справедливости, нравственности. В то же время это ограничение не происходит произвольно, а подчиняется правовым установлениям.

В узком смысле принцип взаимной ответственности государства и личности включает следующие элементы:

  • уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность личности, в т.ч. должностных лиц органов власти, за нарушение правовых предписаний;
  • имущественная ответственность государства в виде возмещения вреда, причиненного личности незаконными действиями его органов и должностных лиц;
  • компенсация государством причиненного личности ущерба в иных случаях, предусмотренных законом: в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, правомерного исполнения служебных (трудовых, гражданских) обязанностей, совершения определенных категорий преступлений.

Успешному функционированию действия принципа взаимной ответственности публичных и частных субъектов способствует наличие двух условий. Во-первых, активная гражданская позиция личности, уверенной в собственной значимости и возможности влиять на происходящие в государстве процессы с одновременным исключением элементов преклонения, возвеличивания, подобострастного подчинения.

Во-вторых, осознание властью своей зависимости от населения, исполнение своего истинного предназначения – «служения народу», создание механизмов контроля и ответственности в отношении самой себя.

Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и личности имеет особую, цементирующую роль для обеспечения и поддержания баланса интересов индивида и власти, для достижения компромисса между свободой и правопорядком.

В этом принципе находит свое воплощение связь между категориями право – обязанность – ответственность, которые отражают закономерности существования и развития всех отношений, складывающихся в обществе.

В сочетании с принципами прав человека взаимная ответственность государства и личности представляет собой систему, являющуюся непременным условием правового взаимодействия личности и власти, посредством которого обеспечивается их правомерное поведение, соответствующее и общественным, и личным интересам.

Интересно
Целью принципа взаимной ответственности власти и личности выступает не только достижение баланса их интересов, уравновешивание их в правах, но и предоставление каждому индивиду безотказно действующих механизмов реализации неотъемлемых прав и свобод.

В то же время деятельность органов государственной власти не лишена недостатков, нередки факты злоупотреблений своим положением, нарушения прав частных лиц, не получающих должной защиты в российских судах.

Исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись восстановления своих прав, каждый гражданин может воспользоваться предоставленной ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможностью обратиться в межгосударственные правозащитные органы.

Таким органом в первую очередь выступает Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого признана Российской Федерацией общеобязательной при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейский Суд является уникальным органом, вырабатывающим стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы.

Его прецеденты оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях (уголовный и гражданский процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и т.д.).

При этом Европейский Суд не подменяет собой национальной юрисдикции государства. Его работа построена на принципе субсидиарности, согласно которому Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, т.е. государству предоставляется первоочередная возможность исправить предполагаемые нарушения прав и свобод.

Европейским Судом по правам человека выявлен целый ряд систематически повторяющихся, однотипных нарушений российскими властями положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причинами которых выступает несовершенство действующего законодательства либо сложившейся правоприменительной практики.

В их числе: длительное неисполнение или задержка исполнения вступивших в законную силу судебных актов, нарушения разумных сроков судебных разбирательств в национальных судах, длительность судебных разбирательств, нарушение запрета пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения и т.д.

В выносимых постановлениях Суд лишь констатирует нарушение положений Конвенции по правам человека, не имея права обязать государство изменить или отменить действующее законодательство, пересмотреть решение, поскольку это явилось бы попыткой нарушить суверенитет государства, вмешаться в осуществление правосудия.

Государство-нарушитель имеет самостоятельность и широкое усмотрение в путях, способах, порядке и сроках принятия общих мер по устранению выявленных Судом недостатков.

Под влиянием прецедентной практики Европейского Суда по правам человека в России происходит комплексное реформирование действующего законодательства, ориентированное на создание действенных механизмов осуществления прав и свобод человека, соответствующих европейским стандартам.

Таким образом, деятельность Европейского Суда является дополнительной гарантией обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)