Принцип взаимной ответственности государства и личности
Обеспечение принципов прав человека, реализация всего комплекса его личных, социально-экономических и других прав и свобод свидетельствует о достигнутом в обществе уровне взаимодействия государства и личности. Это взаимодействие должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и безусловном признании в качестве высшей ценности каждой личности, ее прав и свобод.
Приоритет одного из них в ущерб другому порождает негативные последствия. Так, гиперболизация интересов власти может привести к тоталитаризму, подавлению индивидуальности. Преувеличение прав и свобод личности чревато анархией, отсутствием порядка.
Достижение состояния равновесия, равноправия публичных и частных интересов возможно только в случае, если власть и индивид фактически уважают притязания друг друга, надлежащим образом исполняют свои обязанности и несут соразмерную персонифицированную ответственность за свое поведение.
Поэтому основным средством гармонизации сосуществования публичных и частных интересов, ограждающим индивида от произвола власти, а власть – от неправомерного поведения отдельных членов общества, выступает взаимная ответственность государства и личности.
Термин «ответственность» используется и в преамбуле Основного Закона, выступая в качестве мотивации принятия Конституции и составляя основу основ конституционного строя, поскольку определяет фундамент взаимоотношений народа и государства, предопределяет обязанность личности защищать общество и служить ему, уважать государство, которое, в свою очередь, обязано обеспечить охрану личности, ее жизни и здоровья, имущества и прав.Взаимная ответственность означает, что каждая из взаимодействующих сторон является по отношению к другой одновременно и управомоченной, и обязанной.
Взаимные права и обязанности закрепляют достигнутый в обществе уровень свободы человеческой личности, меру ее автономии по отношению к государству и вместе с тем границы, в пределах которых реализация прав не перерастает в произвол.
В широком значении принцип взаимной ответственности государства и личности выражается в установлении такой системы взаимоотношений между индивидом и властью, при которой государство предоставляет возможность личности свободно реализовывать свои права и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные), создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность по их обеспечению и защите, а личность, в свою очередь, обязана использовать данные права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов, противоправного поведения.
Выраженное в ответственности ограничение прав и свобод обусловлено необходимостью соблюдения общепризнанных и естественных правил человеческого общежития, основанных на принципах гуманности, справедливости, нравственности. В то же время это ограничение не происходит произвольно, а подчиняется правовым установлениям.
В узком смысле принцип взаимной ответственности государства и личности включает следующие элементы:
- уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность личности, в т.ч. должностных лиц органов власти, за нарушение правовых предписаний;
- имущественная ответственность государства в виде возмещения вреда, причиненного личности незаконными действиями его органов и должностных лиц;
- компенсация государством причиненного личности ущерба в иных случаях, предусмотренных законом: в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, правомерного исполнения служебных (трудовых, гражданских) обязанностей, совершения определенных категорий преступлений.
Успешному функционированию действия принципа взаимной ответственности публичных и частных субъектов способствует наличие двух условий. Во-первых, активная гражданская позиция личности, уверенной в собственной значимости и возможности влиять на происходящие в государстве процессы с одновременным исключением элементов преклонения, возвеличивания, подобострастного подчинения.
Во-вторых, осознание властью своей зависимости от населения, исполнение своего истинного предназначения – «служения народу», создание механизмов контроля и ответственности в отношении самой себя.
Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и личности имеет особую, цементирующую роль для обеспечения и поддержания баланса интересов индивида и власти, для достижения компромисса между свободой и правопорядком.
В сочетании с принципами прав человека взаимная ответственность государства и личности представляет собой систему, являющуюся непременным условием правового взаимодействия личности и власти, посредством которого обеспечивается их правомерное поведение, соответствующее и общественным, и личным интересам.
В то же время деятельность органов государственной власти не лишена недостатков, нередки факты злоупотреблений своим положением, нарушения прав частных лиц, не получающих должной защиты в российских судах.
Исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись восстановления своих прав, каждый гражданин может воспользоваться предоставленной ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможностью обратиться в межгосударственные правозащитные органы.
Таким органом в первую очередь выступает Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого признана Российской Федерацией общеобязательной при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Европейский Суд является уникальным органом, вырабатывающим стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы.
Его прецеденты оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях (уголовный и гражданский процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и т.д.).
Европейским Судом по правам человека выявлен целый ряд систематически повторяющихся, однотипных нарушений российскими властями положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причинами которых выступает несовершенство действующего законодательства либо сложившейся правоприменительной практики.
В их числе: длительное неисполнение или задержка исполнения вступивших в законную силу судебных актов, нарушения разумных сроков судебных разбирательств в национальных судах, длительность судебных разбирательств, нарушение запрета пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения и т.д.
Государство-нарушитель имеет самостоятельность и широкое усмотрение в путях, способах, порядке и сроках принятия общих мер по устранению выявленных Судом недостатков.
Под влиянием прецедентной практики Европейского Суда по правам человека в России происходит комплексное реформирование действующего законодательства, ориентированное на создание действенных механизмов осуществления прав и свобод человека, соответствующих европейским стандартам.
Таким образом, деятельность Европейского Суда является дополнительной гарантией обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу