Причины врожденных и приобретенных нарушений психофизического развития ребенка

На развитие ребенка отрицательно могут воздействовать различные факторы во время внутриутробного развития (пренатальная патология), в период рождения (натальная патология) и после рождения (постнатальная патология).

К причинам нарушения развития можно отнести генетические заболевания, алкоголизм родителей будущего ребенка, систематическое курение, инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности, неблагоприятные экологические условия, неквалифицированная медицинская помощь во время родов.

Нарушения в развитии могут вызывать мозговые травмы, генетические факторы, которые определяют особенности развития темперамента, поражения нервной системы.

Социальная ситуация развития так же во многом определяет нормальность/аномальность ребенка. Неблагоприятно влияет ограниченный круг общения, нарушения режима питания и отдыха, атмосфера разлада и напряженности в семье (скандалы и ссоры), эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослыми), социально-педагогическая запущенность.

Когда ребенок идет в школу, социальное пространство его жизнедеятельности расширяется и одновременно увеличивается количество рисков, связанных со школьным обучением.

Неблагоприятный психологический климат школы, школьные перегрузки, приводящие к стрессам, страхи, вызванные процессом обучения, также выступают в качестве причин нарушения развития ребенка.

Таким образом, под причиной отклонения в развитии, понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

В научной и учебной литературе выделяют две группы причин, которые приводят к нарушениям психофизического развития: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды).

Почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Их проявления будут различны в зависимости от:

  • времени неблагоприятного воздействия, то есть на каком этапе развития мозга оно имело место;
  • длительности неблагоприятного воздействия;
  • наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы;
  • социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Все вышеуказанные факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. Если возникает несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности и трудности обучении и воспитания ребенка.

Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п. При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств.

Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться не резко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства. Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер, как повреждения, так и недоразвития (Е.М. Мастюкова).

В настоящее время обнаруживается все больше нарушений в развитии ребенка, важно в раннем возрасте заметить нарушения и нейтрализовать причины их возникновения.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий ведут к возникновению вторичных нарушений в развитии, которые затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте (речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности).

Например, у детей с недостатками слуха нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, не достаточно понимая их значения, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество классификаций нарушений психофизического развития ребенка.

Такие классификации позволяют помочь в понимании причин нарушений развития и выборе наиболее адекватных форм коррекции.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании можно выделить три группы нарушений психофизического развития:

  • физическое и (или) психическое нарушения – отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством;
  • множественные физические и (или) психические нарушения – два и более физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном законодательством;
  • тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.

К основным категориям детей с нарушением развития относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи (логопаты), с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического
развития), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженными нарушениями поведения (аутизм, психопатические формы поведения).

Одну из наиболее системных классификаций нарушений развития детей приводит А.И. Белов (рис. 13.1).

Причины врожденных и приобретенных нарушений психофизического развития ребенка

Таким образом, существует большое количество классификаций нарушений развития ребенка, но можно выделить группы наиболее общих оснований для этих классификаций, к которым относятся: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера и последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)