Преодоление конфликтов посредством лучшего общения

Общение – основной инструмент для разрешения большинства конфликтов – само по себе часто бывает причиной конфликтной ситуации. Любое нарушение общения может привести к конфликту; и многочисленные примеры из каждодневной жизни служат тому доказательством.

Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно. Иногда кто-то слушает невнимательно. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.

К счастью, для преодоления этих препятствий вы можете прибегнуть к огромной силе человеческого общения. Некоторые знания и практика помогут вам составить необходимое обращение, которое будет выслушано или прочитано и на которое вам будет дан ответ.

Главное – это держать в памяти основные принципы общения. Многие из них могут показаться вам тривиальными. При том, что они выглядят сами собой разумеющимися, люди, как правило, не знают их, и это приводит к непониманию и к конфликтам.

Кроме того, когда конфликт начинает подогреваться эмоциями, не всегда легко сознательно следовать этим принципам. Однако, если вы постоянно будете держать их на вооружении, то вы сможете предотвращать потенциально возможные конфликты и выходить из критических ситуаций до того, как они приобретут характер кризисных.

Это поможет вам также более эффективно (и главным образом подсознательно) справляться со своими внутренними конфликтами.

Эти основные принципы освещены в настоящей главе. Вы можете сначала ознакомиться со всеми сразу, а потом сконцентрировать свое внимание и рассматривать их по одному. Вспоминаются ли вам подобные примеры из вашей жизни? Рекомендую вам в течение одного или даже двух дней внимательнее присмотреться к общению людей, окружающих вас

. Скорее всего, вы найдете достаточно примеров для каждой типичной ошибки в человеческой коммуникации. Затем вы можете подумать над тем, как исправить ошибку (но обычно лучше держать такие знание при себе, поскольку другим людям может не понравиться, что их поправляют). Нижеследующие принципы и рекомендации помогут вам в этом.

Различия между речевым и неречевым общением

Специалисты в области человеческого общения говорят, что приблизительно 55% информации мы получаем при неречевом общении, которое сопровождает речевой контакт (мимика, жесты). Приблизительно 38% информации дают нам голос, высота тона, тембр; и только 7% – содержание сказанного. Это означает, что вы легко можете не понять или не поверить обращению.

Вы можете слышать одно, но, если вам представляется, что ваш собеседник в действительности чувствует или подразумевает совсем другое (судя, например, по неречевым дополнениям, по интонациям), то доверие может быть подорванным или вы можете отнестись к человеку отрицательно, вопреки его ожиданиям.

Если человек ведет себя нервозно, например, то, независимо от словесной убедительности его обращения к вам, вы можете усомниться в его искренности или полностью отказать в доверии. Если кто-то приносит вам извинения, но колеблется и поэтому кажется неискренним, то вы даже можете разозлиться.

Таким образом, если вы разговариваете и чувствуете все возрастающее между вами и вашим собеседником недоверие, отчуждение и недоброжелательство, остановитесь на минуту. Спросите себя, не связано ли это с несоответствием содержания способу и манере изложения.

Мимический язык часто неохотно, но поддается контролю. Поняв причину, вы сможете попытаться исправить ошибку. Например, если вы приносите извинения, то ведите себя смиренно и покорно. Если ваше обращение имеет важное значение, смотрите собеседнику в глаза (прямой взгляд – свидетельство искренности).

Для иллюстрации этого проследим за ссорящимися мужем и женой. Часть проблемы состоит в том, что жена не верит мужу, когда он говорит, что любит ее. Ему трудно выразить свои чувства. Поэтому они воспринимаются только как слова. При этом жена представляет себе самое худшее – другую женщину. Муж может замкнуть конфликт накоротко, признав, что он испытывает затруднения при выражении своих чувств.

Он может даже сказать, что понимает, на чем основано недоверие к нему со стороны жены; оно связано с недостаточным проявлением искренности. После этого признания жена сможет лучше понять истинную причину своего недоверия мужу. Беседа становится больше связанной с реальностью, и это помогает рассеять конфликт.

И наоборот, если ощущаете различия между сказанными словами и характером неречевого общения, то может оказаться полезным открытое обсуждение этого вопроса. Такое различие может существовать, например, между нижеследующими словами, репликами, мимикой, жестами и движениями тела:

  • улыбка, свидетельствующая о дружелюбии, но холодные, враждебные голосовые интонации, стиснутые руки или движение в направлении от вас, которое говорит о раздражении или неприязни;
  • обращение, в котором речь идет о тесных, теплых взаимоотношениях, но проявление при этом неуверенности, колебания, отсутствие прямого взгляда, что свидетельствует о недостатке доверия или искренности;
  • агрессивные интонации, обвинительные слова, говорящие о гневе и направленной на вас обиде, сопровождающиеся прерывистым характером изложения, жестами дрожащими руками, свидетельствующими о том, что человек не уверен сам в себе.

У вас, наверно, есть собственная интерпретация таких неречевых элементов общения, и детальный анализ этого языка даст вам обильную информацию.

Затем, привлекая внимание к отмеченному вами несоответствию, вы можете показать оппоненту, что он вас не убедил сказанным или что вас смущает расхождение между его словами и делом, и вы хотите понять, что же он имеет в виду на самом деле. Сделайте эти замечания дружелюбно, неоскорбительно, если можете, используя для этого вежливые, мягкие интонации и говоря, главным образом, о своих восприятиях и чувствах.

Уважительное отношение вынудит другого человека помочь вам понять его, поскольку вы искренне хотели бы разрешить вставшую перед вами проблему. Например, вы могли бы сказать что-нибудь в таком роде: “Я чувствую, вы в связи с чем-то разгневаны, судя по тону вашего голоса, хотя и утверждаете обратное. Я хотел бы узнать, можем ли мы обсудить этот вопрос так, чтобы уладить все, что вас беспокоит”.

После того, как вы открыто сказали о своем восприятии, вы предоставили другому человеку возможность выразить скрытые чувства или обсудить скрытые проблемы, если они имеются (которые, как правило, существуют, раз вы уловили упомянутое выше несоответствие). Это позволит вам непосредственно рассмотреть такие проблемы, которые подпитывают конфликт, вместо того, чтобы оставить их кипящими под поверхностью.

Проблема скрытых или ложных предположений

Разумеется, начало любых взаимоотношений подразумевает некоторые исходные предположения. Вы предполагаете, что определенные обороты речи или манера поведения хорошо подействуют на известного вам человека, исходя из вашего опыта общения с ним в прошлом. Вы надеетесь, что этот человек, обладая чувством юмора, воспримет сделанное вами замечание как шутку.

И когда вы в ходе беседы говорите что-либо, вы предполагаете, что это будет услышано и понято надлежащим образом.

Такие предположения естественны, и они помогают облегчить каждодневный поток межличностного общения. Чаще всего эти предположения делаются подсознательно, что позволяет вам сосредоточить свое внимание на содержании сказанного или сделанного другим человеком.

Однако иногда ваши предположения могут поставить вас в затруднительное положение. Например, сделанное вами замечание может натолкнуть кого-то на ложный путь; ваша шутка может оказаться несмешной, поскольку другой человек не знает о подоплеке, которая положена в основу этого замечания или шутки. В более серьезной ситуации вы также можете предположить, что вы поняты и что с вами согласны, тогда как в действительности это не так.

Другой человек, в свою очередь, также может строить неверные предположения в отношении вас, вашей реакции, ваших планов или надежд. Такие ситуации могут привести к настоящему конфликту, потому что часто очень трудно определить, с чего все началось. Если что-то важное остается неясным или невысказанным, то, следуя логическому предположению, можно легко попасть впросак.

И поскольку это также представляет опасность, вам необходимо научиться распознавать такие ситуации и контролировать собственные предположения. И вам необходимо быть готовым корректировать предположения других людей в отношении вас, если эти предположения не соответствуют действительности.

В худшем случае неправильные предположения могут стать самоосуществляющимися пророчествами. Это случилось с Джерри – административным помощником в одной крупной компании. У него создалось впечатление, что он не нравится одному из сотрудников, так как однажды в кафетерии в компании он ощутил пренебрежение с его стороны.

Несколькими днями позже, когда начальник Джерри вызвал его “на ковер” за телефонные звонки по личным вопросам и за использование копировальной машины в личных целях, Джерри предположил, что это дело рук его сотрудника. Тогда в свою очередь он решил немного усложнить тому жизнь, прибегнув к мелкому саботажу. Одни сообщения он ему не передал, другие – передал неточно.

Разумеется, поскольку деятельность такого рода продолжалась, сотрудник Джерри начал чувствовать к нему неприязнь, испытывая из-за него определенные затруднения (такие, как пропажа телефонных номеров или неправильные даты) и даже начал интересоваться, не делает ли это Джерри по каким-то причинам ему назло.

Между двумя этими людьми создалось напряжение, которое привело к отчуждению и тупику во взаимоотношениях. Действительно, предположения Джерри реализовались на практике. Такая ситуация существовала до тех пор, пока их общий друг не предложил обоим обсудить случившееся и восстановить мир.

И только после этого Джерри понял ошибочность своего исходного предположения, которое довело до конфликта – сотрудник Джерри не мог донести на него начальству, поскольку просто не был свидетелем ни личных телефонных разговоров, ни использования ксерокопировальной машины в неслужебных целях, причиной вызова Джерри к начальству было решение руководства компании ужесточить контроль за использованием оборудования фирмы.

Неправильные предположения могут привести к конфликтам всех типов.

Один человек предполагает, что другой делает что-то для организации совещания, тогда как тот надеется на первого – таким образом задача остается невыполненной. Женщина предполагает, что в ее отсутствие подруга назначает свидание любимому человеку; в результате дружба и, возможно, любовь подвергаются серьезным испытаниям. Неверные предположения приводят не только к конфликтам, но и к потерям.

Лучший способ избежать таких ситуаций – не делать поспешных выводов и не действовать, исходя из ложных предположений, которые создают такие проблемы в первую очередь.

Превентивная стратегия поможет вам избежать ненужных забот, раздражения и смущения, которые неизбежны при неверно мотивированных действиях и последующих попытках наладить расстроившиеся взаимоотношения. С этой целью следуйте приведенным ниже рекомендациям:
В случае неясного или неопределенного контакта спросите самого себя, что вы в этом отношении предполагаете.

Оцените, в какой мере ваши предположения основываются на фактах, а в какой – на ваших чувствах. Если ситуация довольно сложная, вы можете составить список ваших предположений. Затем представьте себя в роли арбитра, читающего этот список. Убедительны ли эти предположения? Насколько вы можете быть уверены в их правильности?

Если вы действуете по методу проб и ошибок, то постарайтесь сыграть роль “адвоката дьявола”, задавая вопросы. Рассмотрите возможность альтернативной теории и спросите самого себя, имеет ли смысл поведение другого человека с этой точки зрения.

Короче говоря, если у вас есть малейшие сомнения в отношении справедливости вашего исходного предположения, выясните этот вопрос до конца в открытую. Задавайте вопросы или собирайте подтверждения правильности вашей теории.

Если есть возможность, поделитесь своими спорными предположениями с человеком, который является объектом этих предположений. Установите прямую обратную связь для их проверки. В любом случае такая открытость в обсуждении поможет разрядить обстановку. Были ли ваши предположения правильными или нет, обсуждение открывает возможность принесения извинений, объяснений, восстановления взаимоотношений и достижения изменений к лучшему.

Если в связи с неверными предположениями возник конфликт, применяйте те же принципы, потому что вы можете остановить процесс, вскрыв эти предположения. Как и ранее, решение состоит в их открытом обсуждении и определении, что в них верно, а что – нет. Вернитесь назад, насколько это необходимо для того, чтобы докопаться до первопричины. Вы можете использовать при этом приемы, аналогичные описанным выше.

Если вы чувствуете, что причиной конфликта являются неправильные предположения, сделанные в отношении вас другим человеком, то те же методы вы можете использовать для того, чтобы вскрыть эти предположения и изменить их.

Спросите себя, может ли поведение другого человека или его отношение к вам быть основанным на ложных предположениях в отношении того, что вы думаете, на что надеетесь, что сделали или что будете делать. Подумайте, не сделали ли вы или не сказали ли чего-нибудь такого, что могло повлечь за собой подозрение, недоверие или непонимание.

Намекните другому человеку (ссылаясь на факты), что, по вашему мнению, имеется некоторая область непонимания, способствующая конфликту, которую вам бы хотелось устранить. Затем опишите, в чем, с вашей точки зрения, может состоять причина конфликтной ситуации или причина неверного предположения, и предоставьте человеку возможность действовать.

Будьте готовы к объяснению, прояснению или извинению, и покажите, что вы готовы принять объяснения и извинения другого человека.

В такой ситуации очень важно предоставить другому человеку возможность спасти лицо и выкрутиться, если в основе конфликта лежит его неправильное суждение. Ваша цель состоит только в том, чтобы другой человек отказался от своего неправильного предположения, а вовсе не в том, чтобы доказывать эту неправильность. Если человек поймет, что вы пытаетесь доказать его ошибку, то он может ухватиться за свое ложное предположение, как за способ спасти лицо.

Таким образом, наилучшим способом предотвратить или рассеять конфликт является открытое обсуждение основополагающих предположений (ваших или другого человека).

Определите, что в них верно, а что – нет, и смягчите все утверждения или действия, сделанные, исходя из ложных предположений. Например, когда Джерри и его сотрудник, наконец, обсудили случившееся и выявили неверные предположения, которые привели к конфликту, они в конце концов смогли поправить дело.

Разумеется, может потребоваться преодоление и других сложностей, возникших после некоторых действий, исходя из ложных предположений, но открытое обсуждение их является первым шагом на пути к разрешению конфликта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)