Преемственность и основные изменения в ЗК

Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 внесены некоторые изменения в Земельный Кодекс РФ и другие законодательные акты о земле. Закон вступил в силу с 1.03.2015 г. Иначе урегулированы полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности.

Пункт 10 ст. 3 Федерального Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ 9 Вводного Закона), который ранее регламентировал этот вопрос, утратит силу. Вместо него появилась статья 3.3 того же закона.

В силу новой вводной нормы право распоряжения неразграниченными государственными землями оставлено за органами местного самоуправления (п.2 ст. 33 Вводного закона), но более четко определено, какой именно орган и  в какой именно ситуации обладает таким правом, в частности:

  1. Участками, расположенными  на территории городских округов распоряжаются органы местного самоуправления городских округов.
  2. Участками, расположенными на территории иных поселений (не городских),  распоряжаются  органы местного самоуправления данных поселений-в случае наличия утвержденных правил землепользования и застройки данных поселений.
  3. Участками, расположенными на территории поселений, где не утверждены правила землепользования и застройки,  распоряжаются  органы местного самоуправления муниципальных районов.
  4. Участками, расположенными на межселенных территориях, распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов.

В ЗК РФ определены случаи, когда участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, не распоряжаются органы местного самоуправления. Это, участки, расположенные в городах федерального значения, участки, предоставляемые для размещения дорог федерального значения и другие участки, предусмотренные в  специальных законах случаях.

Законодатель рационально выделил в ЗК РФ те нормы, которые:

  • регулируют порядок предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель (публичных земель) – физическим и юридическими лицам, а также индивидуальным предпринимателям, например, фермерам;
  • уточнил перечень предоставления земельных участков для безвозмездного срочного пользования и бессрочного пользования (обычно для публичных организаций- правоохранительных органов, органов государственного и муниципального управления и т.п.);
  • более подробно урегулировал процедуры проведения аукционов по продаже земель для строительства и некоторые другие вопросы.
  • продажа и передача в аренду земельных участков агрофирмам и фермерам на торгах и без проведения торгов предусмотрена в ст. ст. 39.3-39.8 ЗК РФ. 

По идее законодателя торги должны были бы стать основной процедурой предоставления земельных участков. Однако в Законе перечислено значительное число оснований, когда торги не проводятся (п. 2 ст. 39.3).

В частности, торги не проводятся, если:

  • единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям (но это фактически – не торги, а тот же порядок предоставления участка конкретному лицу на усмотрение аукционной комиссии);
  • либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу, т.е. не на аукционе.

В данной связи, высказываемые в литературе радостные выводы о том, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (т.е. по акту выбора) отменено и теперь участки под строительство будут предоставляться преимущественно на торговых аукционах (п.2 ст. 39.2, п.7 ст. 39.11 ЗК РФ в новой редакции) за исключением случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ, – во многих ситуациях является некой юридической фикцией, поскольку исключительных случаев предоставления земли в собственность без торгов, как по купле-продаже, так и на праве аренды достаточно много (п.3 ст. 39.2).

Как обычно, хорошая идея в процессе «бюрократической» доработки чиновниками и лоббирования сведена к минимуму. В итоги значительное число оснований, когда торги не проводятся, сводят аукцион к некой правовой фикции (процедура аукциона как бы по Закону есть, но ее на практике очень легко обойти).

Основанием приобретения земли без торгов стала возможность выкупа без торгов земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и используемого арендатором в этом качестве более трех лет, а также другие основания, предусмотренные в параграфе ниже.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)