Предварительное рассмотрение представления к награде

Предварительное рассмотрение представления к награде является факультативной, но довольно распространенной стадией наградного производства.

Предварительное рассмотрение представления к награде всегда присутствует в конкурсном наградном производстве. Во внеконкурсном производстве эта стадия типична для наград более высокого статуса (например, государственных наград).

В случае применения наград законодательных (представительных) органов стадия предварительного рассмотрения представления к награде может отсутствовать из-за особенностей регламента разрешения наградного вопроса награждающим субъектом. Если по внутренней процедуре наградной вопрос разрешается на пленарном заседании, то до этого он предварительно рассматривается профильным постоянным комитетом (комиссией), который состоит из депутатов и не отвечает признакам наградной комиссии как особого участника наградного производства, о которых будет сказано ниже.

На данной стадии решаются три задачи:

  • определение достаточности собранных наградных материалов (формальная оценка);
  • выражение мнения относительно заслуг и личности награждаемого лица (оценка по существу);
  • установление соответствия испрашиваемой награды заслугам и личности награждаемого лица (нормативная оценка).

Названные задачи совпадают с задачами, решаемыми на стадии представления к награде, однако в предварительном рассмотрении представления к награде используются иные организационно-процессуальные механизмы и появляются другие участники наградного производства.

На стадии предварительного рассмотрения представления к награде участвуют наградная комиссия и (или) экспертная инстанция.

Различия между двумя названными участниками производства состоят в целях их деятельности, персональном составе, процессуальных ролях и основаниях участия:

  1. Наградные комиссии создаются как органы, специально уполномоченные в сфере наградного дела и занимающиеся предварительным рассмотрением представлений к наградам в качестве основного или единственного вида деятельности. Экспертные инстанции, как правило, привлекаются к участию в наградном деле ad hoc и не занимаются наградным производством в качестве основной деятельности.
  2. Состав наградной комиссии является общественным. В нее включаются деятели науки, образования, культуры и искусства, работники производственной сферы, общественные деятели, публичные служащие. Экспертная инстанция – это авторитетные специалисты в узкой сфере деятельности или профильные организации, известные своими достижениями и кадровым потенциалом в соответствующей области. В отличие от наградных комиссий, экспертные инстанции обычно действуют на основах единоличности и единоначалия, хотя наградному делу известны и коллегии экспертов.
    Экспертной инстанцией, как правило, становятся сторонние гражданин или организация, не участвующие в деятельности наградной комиссии и вообще не имеющие прикосновенности к данному наградному производству. Впрочем, иногда экспертная инстанция образуется в статусе рабочего органа наградной комиссии: например, комиссия по присуждению премий Алтайского края в области науки и техники (по статусу – наградная комиссия) создает рабочие группы (по статусу – экспертные инстанции) по направлениям премий из числа членов названной комиссии, а также видных ученых и высококвалифицированных специалистов.
  3. Сообразно различиям в составе названных инстанций дифференцированы их процессуальные роли в наградном производстве. Экспертная инстанция, прежде всего, дает экспертное заключение относительно профессиональной, научной или, творческой значимости достижений номинантов. Наградная комиссия приоритетно оценивает не узкоспециальную, а социальную ценность этих достижений, высказывает мнение о публичной значимости заявленных заслуг.
  4. Наградные комиссии и их члены участвуют в наградном производстве исключительно на общественных началах, тогда как в отношении экспертных инстанций довольно распространено привлечение к наградному производству на основании возмездного договора, предусматривающего оплату экспертной работы.

В конкурсном наградном производстве зачастую участвуют и наградная комиссия, и экспертная инстанция. Если один из названных участников отсутствует, то чаще сохраняется участие экспертной инстанции. Ее отсутствие (при обязательном участии в этом случае наградной комиссии) допускается тогда, когда наградная комиссия по своему составу достаточно специализирована и способна дать самостоятельную оценку достижений в узкой сфере по профилю награды.

В таких случаях достижения хотя и специализированы, но обычно не относятся к профессиональным (например, связаны с благотворительной или гуманитарной деятельностью), они не требуют глубокого анализа достижений номинантов и допускают одновременную социальную и узкопрофильную оценку достижений одним и тем же участником наградного производства – наградной комиссией.

Для внеконкурсного производства, напротив, экспертная инстанция не характерна, а предварительное рассмотрение представления к награде типично осуществляет только наградная комиссия. Это связано с тем, что во внеконкурсном производстве оцениваются социальная польза заслуг и социальные установки личности награждаемого лица.

Мнение о профессиональных достижениях, если таковые заявлены в представлении к награде, выражается наградной комиссией на основе доверия к оценкам, ранее высказанным инициатором награждения, согласующими инстанциями и представляющей инстанцией.

В советское время наградные комиссии появлялись в наградном производстве периодически, поскольку награждение и без того осуществлялось коллегиальными органами власти (президиумами). Так, в 1932 году для рассмотрения представлений о награждении орденами СССР предусматривалось образование специальной комиссии при Президиуме ЦИК СССР 387. В 1989 году была создана Комиссия Президиума Верховного Совета СССР по государственным наградам.

Предварительное рассмотрение представления к награде в наиболее развернутом виде включает три этапа:

  • формальную оценку представления к награде;
  • экспертную оценку заявленных достижений;
  • общественную оценку представления к награде.

В таком виде предварительное рассмотрение представления к награде известно во многих случаях конкурсного наградного производства, тогда как во внеконкурсном производстве экспертную оценку производить не принято. Более длительное течение стадии предварительного рассмотрения – в три, а не два этапа – в конкурсном производстве обусловлено усечением в этом производстве предыдущих стадий, поскольку вместо трех последовательных стадий (возбуждения ходатайства о награждении, его согласования и представления к награде) в конкурсном производстве имеет место совмещение стадий возбуждения ходатайства и представления к награде, а согласование вообще не производится.

Интересно
Формальная оценка представления к награде заключается в изучении представления к награде и наградных материалов, полученных от представляющей инстанции, на предмет их содержательной полноты (достаточности), правильности оформления и соблюдения порядка наградного производства. В отсутствие недочетов представление к награде обращается к рассмотрению по существу (в рамках экспертной и общественной оценок), причем в конкурсном производстве этому предшествует составление списка кандидатов на награду, номинированных надлежащим образом. При выявлении недостатков представление с материалами возвращается представляющей инстанции для доработки.

Экспертная оценка заявленных достижений предполагает выражение профессионального (специализированного) мнения о значимости результата деятельности награждаемого лица, его новизне, эффективности, пригодности к использованию по назначению и других свойствах, подлежащих экспертизе. Экспертная оценка дается в форме заключения.

Общественная оценка заключается в формировании мнения о достоинствах личности и социальной пользе заслуг награждаемого лица, заявленных в представлении.

В ходе общественной оценки наградная комиссия:

  • дает оценку личности и заслугам награждаемого лица, причем в конкурсном наградном производстве – с учетом экспертного заключения и на основе сравнительной оценки достижений всех конкурсантов;
  • изменяет вид или степень испрашиваемой награды при положительной оценке, но несоответствии испрашиваемой награды заслугам и (или) личности награждаемого лица;
  • при положительной оценке оформляет в адрес награждающего субъекта рекомендацию о применении награды и передает ее с наградными материалами для окончательного решения наградного вопроса;
  • при отрицательном результате предварительного рассмотрения представления к награде во внеконкурсном производстве возвращает наградные материалы с указанием на нецелесообразность награждения или иные причины отказа (в конкурсном наградном производстве результаты предварительного рассмотрения – как экспертного, так и общественного – сообщать не принято во избежание дискредитации заявленных достижений конкурсантов).

Отрицательный результат предварительного рассмотрения представления к награде обычно не исключает возможности тождественного повторного представления. Однако в ряде случаев наградное законодательство все же содержит запрет на повторное представление того же лица за те же заслуги либо вводит временное ограничение (мораторий) на тождественное представление.

Запрет представления к награде ввиду тождественности встречается в конкурсном наградном производстве, поскольку в таком производстве обычно заявляются конкретные единичные достижения (произведения литературы, искусства, науки, техники и т.п.), которые можно отследить при последующих представлениях к награде.

Так, не допускается повторное представление одного и того же конкурсного материала на соискание премии Главы Республики Калмыкия молодым специалистам учреждений культуры, а на соискание премии главы города Ставрополя «Признание» в области культуры – повторное представление одного и того же проекта.

Итоговым процессуальным документом на стадии предварительного рассмотрения представления к награде является рекомендация наградной комиссии о награждении или об отказе в награждении (возвращении представления), а если на данной стадии участвует только экспертная инстанция, то ее заключение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)