Поощрительное производство и его особенности

Термин «наградное производство» не устоялся в юридической науке, не принято его употребление в законодательстве и юридической практике. Тем не менее именно этот термин наиболее адекватно отражает существо процессуального аспекта наградного дела и согласуется с принятым в российской юриспруденции понятийным аппаратом.

В российской правовой системе наряду с юрисдикционным юридическим процессом объективно сложилась и существует группа позитивных юридических процессов, целью которых не является применение юридической ответственности к правонарушителю или восстановление нарушенного права (управленческий, конституционный, законотворческий, бюджетный и прочие процессы).

Хотя наградное производство практически не было предметом специальных юридических исследований, все отечественные авторы относят поощрительное производство не иначе, как к структуре административного процесса. Однако конкретное место поощрительного производства в этой структуре и вообще необходимость его выделения определяются по-разному.

Общепризнанно, что административный процесс состоит из отдельных видов административных производств, но устоявшегося перечня административных производств не существует, чем и вызваны различные мнения относительно места поощрительного производства в структуре административного процесса.

Так, А.П. Клюшниченко, Ю.М. Козлов, А.В.Лунев, А.А. Павлушина, Н.Г. Салищева и ряд других ученых вообще не выделяли поощрительное производство как вид в структуре административного процесса.

Г.Д. Денисова, А.П. Коренев, В.А. Лория и Н.В. Матвеева выделили в структуре административного процесса самостоятельное производство по делам о поощрении либо поощрительное производство.

О.К. Застрожная причислила производство по применению мер поощрения в государственном управлении к числу административно-процессуальных производств внутри аппарата управления.

А.С. Адушкин, Д.Н. Бахрах и В.Д. Сорокин отнесли производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления либо поощрительное производство к правонаделительным административно-процессуальным производствам.

Близкой, хотя и более сложной, является точка зрения И.В. Пановой, включающей порядок поощрения по службе в состав кадрового (служебного) производства, которое в свою очередь введено автором в состав производств административно-правонаделительного процесса.

Н.М. Тищенко определил поощрительную деятельность к административно-правонаделительному (оперативно-исполнительному) процессу.

П.И. Кононов поместил государственно-поощрительное производство в структуру административно-распорядительного процесса.

Л.В. Сандалов рассматривал поощрительное производство в числе административно-регулятивных производств.

С.Н. Махина разместила поощрительное производство среди позитивных (управленческих) производств, то есть в составе административно-процедурной деятельности.

Близкими являются точки зрения А.Ю. Петрова, посчитавшего поощрительное производство видом административно-управленческого процесса, и О.С. Беркутовой, рассматривавшей поощрительное производство как вид административно-процедурных производств.

Д.В. Осинцев отнес производство по применению мер убеждения и поощрения к позитивным обеспечительным производствам.

Многообразие взглядов на место поощрительного производства в структуре административного процесса сочетается со скудостью суждений о тех критериях, которые положены в основу подразделения административных производств на виды. И.В.  Панова в качестве такого критерия назвала содержание разрешаемых административных дел.

В.Д. Сорокин различал административные производства по основному критерию характера индивидуально-конкретных дел, а также менее значимым критериям особенностей правового статуса разрешающих их органов и некоторым другим. П.И. Кононов считал критериями выделения производств не только существо разрешаемого дела, но также результат его рассмотрения административным органом и процессуальные особенности разрешения соответствующей категории дел.

Подход П.И. Кононова представляется более обоснованным, поскольку в нем учитывается не только материально-правовая специфика разрешаемых дел, но и собственно процессуальные особенности производств. А ведь именно процессуальный аспект правовых явлений должен преобладать в классификации административных производств на виды как явлений процессуального порядка.

Интересно
Нельзя не согласиться В.В. Волковой, по мнению которой поощрительное производство совершенно не вписывается в представления о процессе как юридической категории, сформировавшиеся под влиянием научных характеристик давно существующих процессов – гражданского и уголовного. Действительно, внимательный анализ поощрительного производства вскрывает целых пласт недоработок существующих теорий юридического и административного процесса.

Поощрительному производству может быть придан самостоятельный статус в структуре административного процесса, а возможно – и в общей структуре юридического процесса.

Обособленный статус поощрительного производства определяется следующими обстоятельствами:

  1. Особенность поощрительного производства состоит в существе дела – избрании и применении меры поощрения к заслуженному лицу.
  2. Природа поощрения, которое является предметом поощрительного дела, сама по себе исключает любое принуждение в ходе производства. Поощрительный метод пропитывает всю процедуру поощрения и не допускает понуждения участников поощрительного производства к каким-либо действиям, а в особенности к выражению мнения относительно заслуг и личности кандидатуры на поощрение.
  3. Отсутствие принуждения влияет на ход поощрительной деятельности, что отражается в процессуальной форме поощрительного производства, в том числе в принципах, стадиях и участниках поощрительного производства, их процессуальном статусе. В частности, в поощрительном производстве, в отличие от других производств, необязательна завершенность производства. Поощрительное производство может пресекаться на любом этапе без волеизъявления инициатора поощрительного производства и поощряющего субъекта, поскольку инициатор поощрения не наделен правом требовать поощрения или выражения мнения о заслугах и личности кандидата на награждение. Поощрительное производство, в котором не присуждается поощрение, не требует его официального прекращения посредством издания на этот счет правового акта управления.
  4. Ввиду свободы оценки заслуг и личности поощряемого лица участниками поощрительного производства субъект поощрительного производства не осуществляет руководство ходом производства и не контролирует его, а только принимает итоговое решение по вопросу о поощрении.
  5. Ввиду отсутствия руководства ведением поощрительного дела, контроля за его ходом и прав требования к выражению мнения о заслугах и личности поощряемого лица публично-властный субъект поощрительного производства и поощряемое (поощренное) лицо участвуют в производстве не на всех его стадиях.
  6. Полное отсутствие принуждения в деле поощрения изменяет правовые свойства распорядительного акта о поощрении. Акт о поощрении юридически связывает поощрившего субъекта, зато в отношении поощренного лица этот акт не только не обладает принудительным характером, но даже не является обязательным, так что поощренный вправе отказаться от назначенного ему поощрения.

Обозначенные особенности поощрительного производства достаточно существенны для того, чтобы считать это производство самостоятельной единицей в структуре административного процесса или даже юридического процесса в целом. О необходимости пересмотра теоретического статуса поощрительного производства свидетельствует то, что сформулированные определения групп административных производств, в которые предложено включать поощрительное производство, именно к нему неприменимы, ибо искажают его описание. Складывается впечатление, что авторы научных работ попросту не нашли поощрительному производству адекватного места и причислили его к наиболее близкой, по их мнению, группе производств.

Например, И.В. Панова, которая опосредованно, через кадровое (служебное) производство, включила поощрение в структуру административно-правонаделительного процесса, предложила следующее определение этой группы производств: административно-правонаделительный процесс – вид административного процесса, регламентирующий правоприменительную, неюрисдикционную (позитивную, регулятивную, созидательную) деятельность широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти и Банка России по реализации прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов в сфере управления, осуществляемый в административно-процессуальной форме.

П.И. Кононов, поместивший государственно-поощрительное производство в структуру административно-распорядительного процесса, понимал последний как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел на основе материальных норм различных отраслей права.

Административно-распорядительный процесс возникает при наличии двух основных условий:

  • физическому или юридическому лицу необходимо осуществить предоставленное ему материально-правовыми нормами юридическое право или исполнить возложенную на него нормами материального права юридическую обязанность;
  • реализация этого юридического права или юридической обязанности может быть осуществлена заинтересованным лицом только посредством властно-организующей деятельности соответствующего компетентного административного органа.

В качестве определения поощрительного производства предлагается принять следующее: поощрительное производство – это вид административного производства, представляющий собой урегулированную административно-процессуальными правовыми нормами деятельность публичной администрации по применению мер поощрения.

В данном определении отражены три важнейших момента:

  • теоретический статус поощрительного производства как вида административного производства;
  • широкий круг субъектов данного производства (любые органы публичной администрации);
  • сущность реализуемого правового воздействия (применение мер поощрения).

Общим ограничением для поощрительного производства выступает сфера публичного права.

Использование поощрений за рамками публично-властной деятельности не может регулироваться правом, поскольку такого рода поощрения (позитивная оценка заслуг) со стороны граждан и их объединений представляют собой частные случаи реализации конституционной свободы мысли и слова.

Правовое понятие о свободе предполагает только пределы свободы и не допускает вмешательства в содержание свободы, поэтому реализация гражданами и их объединениями конституционной свободы не является предметом положительного правового регулирования, а значит, принципиально не имеет юридической процессуальной формы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)