Предпосылки организации и социального взаимодействия в проблемной ситуации

В соответствии с определением источников можно выделить типы социально  значимых проблем, определяющие области социокультурного пространства их распространения. Это предполагает специальную концентрацию ресурсов и организацию социального взаимодействия при условии, что в обществе существует стремление преодолеть проблемную ситуацию.

Расхождение междумассовы м и запросами и возможности ми их удовлетворения. Расхождение между запросами и возможностями их удовлетворения в определенном локусе приобретает форму социально значимой проблемы при  достижении  массового  масштаба. 

Такая ситуация характерна для модернизирующегося общества, когда новые социокультурные образцы — товары, услуги, ценностные ориентации, нормы отношений, мнения, суждения и т. и. — распространяются благодаря проникновению из более развитых стран, с одной стороны, и наличию более модернизованных областей социокультурного пространства —• с другой.

Качественные характеристики  таких артефактов определяют массовый  интерес  к  ним  и  желание использовать их в повседневной жизни. Однако низкая скорость и неравномерная распредленность модернизаци- онных процессов, ориентированность в первую очередь на использование результатов модернизации, а не на формирование ее предпосылок на институциональном уровне, обусловливают невозможность удовлетворить такой спрос и вызывает соответствующие реакции.

Активно-разрушительный тип поведения приобретает в этом случае две базовые ориентации. Одна связана с враждебностью к проявлениям модернизации. Люди объединяются, чтобы оказывать сопротивление их проникновению и распространению  в  обществе  таких  образцов, вступать в борьбу с их носителями, возбуждать общественное мнение против соответствующих процессов и тем самым попытаться разрушить новые запросы.

Другая обусловлена стремлением определенных групп людей захватить контроль над такими образцами (проникновением, распространением, пользованием), а также принуждать других следовать им. Они объединяются, чтобы усилить запросы,  вызвать массовое недовольство их недостаточной удовлетворенностью, вести борьбу с противниками  модернизации, пытаясь разрушить таким образом существующее в обществе сопротивление изменениям.

Следует подчеркнуть, что в обоих случаях проявляются деструктивные тенденции, распознаваемые по занимаемой позиции «против»: против образцов и сторонников  модернизации  в первом случае; против недостаточно быстрой модернизации и тех, кто тормозит или не принимает ее, — во втором.

При пассивной позиции выраженность новых запросов сочетается с отсутствием побуждений проявлять активность, направленную на их удовлетворение собственными силами. Одни люди группируются вокруг сохранения привычных культурных стереотипов: им придается статус

«традиционных ценностей», «культурного наследия»;  вокруг  них создается атмосфера поклонения вплоть до наделения их сакральным смыслом. Другие объединяются с целью обесценивания новых запросов.

Признавая в принципе  позитивное  значение  модернизационных образцов, эти люди подчеркивают, что без них можно обойтись, и порой вполне убедительно доказывают свою позицию. Таким образом, в обоих случаях проявляется желание защититься от культурных новшеств, особенно от необходимости обучаться  их  созданию.

Они  согласны скорее свернуть собственные запросы и отстаивать ценность следования привычным, хотя и неэффективным культурным стереотипам, нежели мобилизовать усилия для активизации модернизационных процессов.

Конструктивный тип  поведения  определяется  ориентацией  людей на приведение условий своего существования в соответствии с изменяющимися запросами. Они объединяются, чтобы  обновить  элементы своего окружения, создать на институциональном и/или обыденном уровне предпосылки для воспроизведения собственными силами тех модернизационных образцов — вещей, знаний, технологий, качества жизни, — которые  при  заимствовании  извне  оказались наиболее приемлемыми.

Часть людей при таком  подходе ориентирована на полное обновление тех элементов окружения, которые обеспечивают удовлетворение изменившихся запросов. Они совместно осваивают, адаптируют, изобретают социокультурные новшества для  утверждения  их значимости в современном образе жизни. Другие,  следуя  изменившимся интересам, предпочитают опираться в основном на имеющиеся элементы окружения.

Своими взаимодействиями и коммуникациями они помогают модернизировать, рекомбинировать такие элементы и с минимальным обновлением собственными силами создать возможности для улучшения качества  жизни. 

В  обоих  случаях  проявляется ориентация на модификацию элементов окружения в соответствии с собственными ориентациями, а где это оказывается невозможным — на переориентацию запросов, но в модернизаци- онном, а не в традиционалистском направлении.

Неосвоенностькультурных  инноваций. Расхождение  между привычными стереотипами поведения и  изменившимися  условиями жизни проявляется как социально значимая проблема в массовой неосвоенности культурных инноваций.

Речь идет  о том,  что при наличии  в обществе достаточно высокого культурного потенциала — знаний, навыков, ценностных ориентаций и т. п. — многие социально полезные  его элементы не используются людьми  в  профессиональной  и обыденной жизни, т. е., по сравнению с величиной, он реализуется в непропорционально низкой степени. И хотя в принципе он составляет источник ресурсов для освоения культурных инноваций, общепринятые способы его использования не соответствуют этой цели.

Люди, занимающие активно разрушительную позицию, стремятся уничтожить или обесценить элементы нового в культуре. Они предпринимают попытки блокировать пути освоения культурных инноваций. Такая ориентация принимает различные формы. Это может быть воинствующий консерватизм, представленный в идеологиях национализма,  религиозного фундаментализма, любой другой социально-групповой  непримиримости.

Сюда же относятся контркультурные идеологии, в рамках которых неосвоенность культуры вообще становится центральным принципом существования. Наконец, следует упомянуть эзотерические культуры, сложные практики которых помогают их хранителям игнорировать  меняющиеся  элементы  окружения. Каждая из подобных культурных форм предполагает свои средства объединения людей против освоения нового. Общее же для них

— это активное сопротивление императивам адаптации в меняющихся условиях.

Люди, пассивно отказавшиеся от освоения культурных инноваций, пытаются не обращать на них внимание. Одни занимают  социокультурные  ниши, связанные  с низкой культурной компетентностью, обеспечивающей, однако, им вполне сносное существование.

В условиях модернизирующегося общества, еще не достигшего постиндустриальной стадии, подобного рода группы составляют работники низкой квалификации, в том числе  те,  кто занимает значимые позиции в сферах управления, образования, науки, права и т. п.

Они объединяются, чтобы лоббировать против повышения уровня культурной профессиональной компетентности в массовом масштабе.

Это проявляется в пропаганде ценностей индивидуального практического опыта, в упорной  ориентации  на частные вопросы, консервативные системы производства, управления, образования; в сопротивлении социальной необходимости высокого уровня образованности, генерализованной, абстрактной формы знания, теоретического обоснования решения социокультурных проблем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)