Предметное поле социальных наук в свете идей постмодерна

В соответствии с теми изменениями в области социологии, которые были отмечены выше, можно конкретизировать те основные  теоретические положения, которые существенным образом повлияли на содержание предметного поля в рамках не только этой науки, но и особенно близкой ей сегодня антропологии.

В этом  контексте существенным  образом   изменилось представление о динамике общества и культуры. Практически перестали говорить об историческом процессе как непрерывной «цепи бытия», в какой бы форме — эволюционной или волнообразной — она ни представлялась.

Изменчивость  социокультурной  жизни,  скорее, мыслится  как совокупность дифференциальных  процессов, происходящих на разных ее уровнях и не  сводимых друг  к другу.  Одни из них непрерывны и длительны, другие — дискретны и краткосрочны; одни цикличны, другие необратимы.

Что касается социокультурных образований, то одни из них трактуются как системы в классическом понимании, а другие — как своего рода конгломераты; относительно первых считается, что их равновесные состояния  сменяются  структурными трансформациями, а периоды внутренней консолидации сменяются  возрастанием  функциональной  автономности  их составляющих.

В то же время изменчивая природа социокультурной реальности характеризуется тем, что в этом поле постоянно  возникают  и разрушаются более или менее устойчивые образования. Их подвижное существование обусловлено открытостью, незавершенностью, интенсивным информационным обменом с окружением.

Они неравновесны, но при этом не обязательно разрушаются. В период существования они постоянно преображаются, меняют траекторию движения. Раньше в социологии ими никто не интересовался. Теперь этот доструктурный слой социокультурной реальности, который можно описать через понятие протоморфов (аналитических единиц, характеризующих уже не поле, но еще не структуру) все более становится предметом теоретизирования.

И хотя макровременные  и макромасштабные  процессы продолжают доминировать в рамках социологического мейнстрима, микроизменчивость становится той предметной областью, которая позволит ответить на  вопросы,  поставленные  выше. 

Именно  такой взгляд на социокультурную микродинамику вырисовывается из анализа работ тех авторов, которых принято относить к выразителям идеологии постмодерна.

Это интеллектуальное течение связывается с существенным пересмотром познавательных принципов, характерных для западной культуры в период с конца XIX до середины XX  в.  —  эпохи  модерна. Оно сложилось на основах таких течений этого культурного стиля, как авангард, конструктивизм, структурализм. Его специфика определяется исключительным  вниманием  к движению, неопределенности, переходности.

Первоначально постмодернистские ориентации наиболее отчетливо воплотились в сферах искусства и массовой культуры. Отсюда в дальнейшем черпали образы и идеи, рабочий материал философы, социологи, антропологи. Философия постмодерна сложилась  на  базе работ таких французских авторов, как Ж. Делез, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Ж. Деррида.

Швейцарский  исследователь  М.  Франк предложил для этого течения название «неоструктурализм»  и  полагал, что оно сложилось к 1968 г.1 Другие относят время его появления  к  1975—     1976     гг.,     связывая     воедино     такие     его     названия, как «постструктурализм»,                «неоструктурализм»,                «исторический номинализм»    и     др.,     отмечая     при     этом     возникновение  особого «гибридного поля» социологической теории, литературоведения, философии и теории культуры.

К середине 1970-х гг. постмодернизм как культурное течение широко распространяется в Европе и Америке. К началу 1980-х гг. понятие «постмодерн» приобретает законное  место  в  социологии  и антропологии, а Ф. Джеймиссон и Ж.Ф. Лиотар вообще назвали условия современной жизни постмодернистскими.

Соответствующие явления стали предметом особенно оживленных дискуссий среди философов, социологов, антропологов, искусствоведов во всем мире в течение  1980-   х гг. Со временем откристаллизовалось представление о нем как о совокупности «экспериментальных тенденций в современной западной культуре,

которая во многом ассоциируется с понятием постиндустриального общества». С этой идеологией устойчиво связываются такие имена, как Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делез (философия), М. Фуко, X. Уайт (история), Ж. Лакан, Р. Лэнг, Н. Браун (психоанализ), Г. Маркузе, Ж. Бодрийар, Ю. Хабермас (политическая философия), Т. Кун,  П.  Фейерабенд  (философия  науки), Р. Барт, Ю. Кристева, В. Изер, «Йельские критики» (теория литературы),  Э. Гоулднер, И. Гоффман, Г. Гарфинкель (социология).

Существует        точка        зрения,        что       постмодерн         —       это интернациональное стилистическое направление в культуре.  Его основные формообразующие принципы были сформулированы в рамках европейского                                    экзистенциализма,              особенно             Хайдеггера; основоположниками движения были европейцы Ж.-П.  Сартр,  С.  Беккет, Э. Ионеско, Ж. Жане, М. Фриш,  Н.  Саррот  и  др.

Выразитель эстетических идей постмодерна писатель и семиолог У. Эко считает его метаисторической категорией, которая пришла на смену таким же — «модернизм», «авангард», — когда последние исчерпали свой эвристический потенциал и происходит разрушение традиционной образной парадигмы.

«Ответ постмодернизма модернизму состоит в признании прошлого: раз его нельзя разрушить  —  ведь  тогда  мы доходим до полного молчания — его нужно пересмотреть иронично, без наивности».

Обобщая сложившиеся мнения о сути этого интеллектуального течения, один из известных его последователей пишет: «Ситуация постмодерна характеризуется тем, что мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни,  концепций  знания, способов ориентации, что мы обнаружили законность и неоспоримость этой плюральности и что мы безоговорочно все более признаем и оцениваем это многообразие… В этой плюральности и в согласии с ней находится фокус постмодерна»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)