Предмет труда как причина деформации

Субъект, манипулируя предметом, должен очень полно отражать его в сознании, познавать его все глубже и глубже, устанавливать в мышлении и представлениях все новые связи, отношения и свойства. В условиях же разделенного труда профессионал занимается строго определенными специальными объектами. Поэтому и сознание специалистов в рабочее время должно быть заполнено, занято материалами однотипного содержания, причем у каждого профессионала это содержание свое, особенное. В нем отражены все нужные параметры объекта труда. Токарь, например, удерживает в поле своего внимания характеристики металлического объекта: вес, размер, температуру, прочность и т. п.; хирург — параметры органов человека в норме и патологии, их анатомию; педагог — характеристики поведения своего подопечного, актер — образ своего героя, сотрудник пенитенциарного учреждения — поведение лиц, осужденных к лишению свободы за различные преступления, возможные ухищрения правонарушителей. Поэтому особенность предмета трудовой деятельности, с которым постоянно имеет дело специалист, формирует особенное профессиональное сознание последнего.

Каков же психологический механизм влияния объектов деятельности на формирование профессионального сознания субъекта? Каким образом предметные свойства всегда овеществленного объекта деятельности формируют сознание субъекта и деформируют его? Каким образом содержание этих объектов, понятий, знаний о них придает определенную профессиональную форму сознанию субъекта? Можно сказать, что таким общим механизмом является интериоризация вещественных свойств предмета в структуру субъективного образа, понятия, которые наполняют сознание специалиста и придают ему определенное строение. При этом создается адекватный образ предмета труда. Получая информацию об объекте, оперируя с ним, субъект деятельности обязан усваивать необходимые для работы знания именно об этом объекте. Он должен не только «отражать» этот объект в своем сознании, подобно зеркалу, но и фиксировать, консервировать его в сознании, удерживать его в поле внимания, в оперативной и долговременной памяти. Профессионал, долгое время работающий с одними и теми же объектами, отличается от новичка тем, что в его сознании прочно и надежно хранится вся нужная для работы информация об объекте деятельности.

Представитель деятельности типа «человек — человек» в рабочее, служебное время вовлекает в процесс идентификации не всякие знания о человеке, а именно те, которые он усвоил в процессе профессионального обучения и которые важны для его деятельности. Например, юристы прежде видят в человеке и его поведении нормативно-правовые аспекты и лишь затем — личностно-индивидуальные, а психологи, психиатры — прежде всего личностные, врачи — медицинские, но никак не правовые.

Взаимодействие субъекта со своим объектом — другим человеком — осуществляется посредством общения и коммуникации. Основным механизмом общения являются процессы идентификации и «разыдентификации» субъекта и объекта. Только в этих случаях возможны полный учет и точная оценка всех индивидуальных особенностей чужой логики. Именно такого индивидуального подхода к человеку требуют современные нормы морали и профессиональной этики многих профессий, связанных с человеком.

Для сохранения собственного «Я», своей нормальности работник обязан уметь и разотождествляться, «открещиваться» от «своего» объекта, чтобы не было эффекта сращивания с ним. Неумение подобного отделения становится признаком и причиной многих профессиональных ошибок. Аналогично и неспособность совершать противоположную метаморфозу — вновь вернуться в логику нормального существования — является признаком и причиной профессиональных деформаций под негативным влиянием объекта своего труда.

Психологическим механизмом влияния человека как специального объекта труда на личность сотрудника являются процессы уподобления, идентификации, эмпатии, заражения, внушения, подражания, срастания, сращивания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)