Предмет и методы психологии управления

1.Предмет психология управления
2.Традиционная  психология
3.Объект управления
4.Субъект управления
5.Основные задачи психологии

Психология управления представляет собой сравнительно молодую отрасль прикладной психологии. Впервые об управлении как самостоятельной области научного исследования заговорили лишь в начале XX в. Во многом это связывают с появлением в 1911 г. книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента», в которой были выделены основные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 20-е годы XX в., известный французский инженер А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента. Именно благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях. Благодаря слиянию управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука – психология управления.

К управлению (в наиболее общем представлении) относится вся совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Прежде всего, эти мероприятия имеют отношение к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых в процессе управленческого взаимодействия необходимо найти правильный подход в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями и профессионально-деловыми качествами.

 

Предметом психологии управления являются психологические закономерности организации управленческого процесса, а также управленческие отношения с точки зрения ситуаций управления и менеджмента.

Традиционно в психологии управления рассматриваются управленческие отношения между: субъектом и различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления могут выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Субъектом управления является носитель (источник) управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Субъекты и объекты управления могут взаимодействовать, оказывая влияние друг на друга.

 

В какой-то мере предмет психологии управления перекрещивается с менеджментом как системой способов управления персоналом, но, тем не менее, он имеет свою специфику. Если менеджмент учит «что делать», то психология управления более ориентирована на объяснение того, «как делать».

Психология управления определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Основной задачей психологии управления является анализ и описание психологических условий и особенностей управленческой деятельности, приведение их в систему раскрытия закономерностей и определения причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций.

Основными направлениями (областями) исследования в психологии управления являются:

  • общие и процессуальные вопросы организации управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности; 
  • вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства;
  • внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления, возможности целенаправленного управления ими и рационального использования этих процессов и явлений в управленческой деятельности; 
  • личность руководителя и сотрудников, возможности ее профессионального самосовершенствования и саморазвития;
  • управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными.

Общие и процессуальные вопросы организации управленческой деятельности. Управленческая деятельность должна быть организована, без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря  на все старания, могут приводить лишь к посредственным результатам. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных является одной из важнейших способностей руководителя. Психология управления изучает условия и особенности оптимальной организации управленческой деятельности. Практика показывает, что эффективно работающий руководитель не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять, он рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Кроме того, знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что имеет практическое значение.

В этом направлении психология управления изучает структуру, со- держание и алгоритм управленческой деятельности на всех уровнях управления и описывает соответствующие принципы и правила ее организации, а также рассматривает условия эффективности выполнения руководителем основных управленческих функций в рамках различных управленческих подходов и концепций.

Результатом изучения общих вопросов организации управленческой деятельности является описание различных управленческих подходов и концепций, выделение основных управленческих функций руководителя и описание алгоритма их эффективного выполнения, а также описание раз- личных стилей руководства, их преимуществ и недостатков.

Конкретно-прикладными результатами исследований в этом направлении является описание эффективных алгоритмов: делегирования руководителем своих полномочий; особенностей и условий эффективности проведения руководителем деловых бесед, собраний, служебных совещаний, переговоров и т. п.

Результатом изучения процессов руководства и организационного лидерства является описание теорий лидерства, моделей лидерских качеств руководителей, преимуществ и недостатков различных стилей руководства применительно к разным условиям деятельности и профессионального взаимодействия и т. п.

Внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления, возможности управления советов и рекомендаций, помогающих руководителю целенаправленно самосовершенствоваться и развивать в себе управленческие качества. В этом направлении психология управления, опираясь на персоналистические теории личности и результаты экспериментальных исследований, изучает мотивацию и способности руководителей и сотрудников, их профессионально-значимые качества, индивидуальные управленческие концепции и замыслы, принятые руководителями принципы и правила управления и их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности. Результатом изучения личности руководителя является описание моделей профессионально-значимых качеств руководителей применительно к специфике управленческой деятельности, психологических типов руководителей, основных профессионально-психологических компетентностей руководителя и возможностей их формирования. Результатом изучения личности подчиненных является описание условий и моделей наиболее эффективного управления сотрудниками с учетом их индивидуально- психологических особенностей.

Управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными. Все, что делает руководитель, должно быть нацелено на желаемый результат. И эффективность деятельности руководителя оценивается по тому, насколько решение поставленной задачи достигается наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого общения и взаимодействия. В этом направлении в психологии управления рассматриваются вопросы взаимосвязи и соотношения делового общения и управления; создания и функционирования эффективной системы коммуникации в организации; изучаются условия рациональной расстановки кадров с учетом профессиональных и коммуникативных качеств сотрудников.

Практическими результатами исследований в этом направлении является описание закономерностей и условий эффективности профессионального делового общения и управленческого взаимодействия руководителя с подчиненными, проведение деловых, дисциплинарных и профилактических бесед; описание психологических типов подчиненных и особенностей организации с ними управленческого взаимодействия, а также различных психотехник проведения публичных выступлений, переговоров и т. п. Методы психологии управления. К основным методам психологии управления относятся: – наблюдение; – эксперимент; – психологическая диагностика; – анализ результатов управленческой деятельности.

 

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью их познания, измерения и объяснения. Эксперимент (проба, опыт) является вторым основным методом психологии управления. Эксперимент отличается от наблюдения более ак- тивным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

 

Основные виды психологического эксперимента – это эксперимент лабораторный и естественный. Их отличие заключается в том, что если лабораторный эксперимент проводится в специально созданных (искусственных) условиях, то естественный – в условиях естественных, обычных и привычных для испытуемых.

Важным преимуществом эксперимента как метода исследования является то, что его можно неоднократно воспроизвести и подвергнуть полученные данные проверке с помощью методов математической статистики.

Психологическая диагностика является дополнительным (вспомогательным) методом психологии управления и включает в себя совокупность опросниковых диагностических методов, а также методов поведенческой диагностики.

Анализ результатов управленческой деятельности. Анализ результатов (продуктов) управленческого труда руководителя (нормативно- распорядительной документации, инструкций, приказов, распоряжений и т. п.) представляет обширный материал для понимания организации управленческого процесса.

Существующие методы психологии управления позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Связь психологии управления с другими смежными психологическими направлениями. Теснее всего психология управления связана: – с социальной психологией; – психологией личности; – психологией развития и акмеологией.

 

Социальная психология – это отрасль психологического знания, изучающая закономерностей поведмости от уровня развития коллектива и специфики деятельности. Описан ряд феноменов и эффектов влияния группы на восприятие и мнение ее членов, а также их работоспособность.

 

Психология управления, опираясь на данные социальной психологии, изучает и описывает условия эффективности управленческого взаимодействия на основе сложившихся взаимоотношений в коллективах и с учетом эффектов и закономерностей групповой эффективности, описанных в социальной психологии.

 

Психология личности изучает качества, свойства и психологические особенности личности, их влияние на поведение, деятельность и общение человека. В этой отрасли психологического знания к настоящему времени накоплен значительный теоретический и эмпирический материал. Разработано множество теорий личности, объясняющих и предсказывающих различные стороны поведения людей в определенных жизненных ситуациях.

 

Что же касается психологии управления, то она сосредоточивает внимание на том, какие именно качества и свойства личности оказывают решающее влияние на эффективность управленческой деятельности руководителя и профессиональной деятельности сотрудников; как эффективно использовать руководителем методы поощрения и наказания применительно к индивидуальным особенностям человека и т. п.

Психология развития и акмеология изучают процессы развития и формирования психики людей на разных ступенях их жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости). При этом акмеология (от греч. акмецветущая сила, вершина) концентрирует усилие на комплексном изучении преимущественно взрослых людей, прежде всего, со стороны анализа условий их наивысших достижений в деятельности. Психология управления имеет свой специфический взгляд на проблему развития личности и формирования профессионально значимых личностных качеств руководителя и его профессионализма, связывая их с конкретными аспектами профессиональной деятельности.

В заключение можно отметить, что современная психология управления является частью практической психологии и в настоящее время уверенно заняла свое место в системе психологических наук. Она имеет свой предмет, сущность и специфика которого часто обозначается как «человеческое измерение в менеджменте». Как любая наука, психология управления имеет общие и специфические методы исследования собственного предмета. Результаты исследования психологии управления имеют конкретную практическую направленность и значимость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)