Предмет и метод коммерческого права

Коммерческое право с точки зрения своего содержания представляет собой обособленную в предметно-методологическом отношении, выделившуюся область частного (гражданского в широком смысле слова) права — отрасль частного права. Иначе не может и быть, ибо торговый оборот (как уже говорилось выше) представляет собой часть гражданского оборота — имущественного оборота, построенного на частных началах и оттого регулируемого частным (гражданским) правом.

Различные подходы к пониманию коммерческого права. Вопрос о понимании коммерческого права и, значит, о его статусе в системе объективного права вот уже более века является у нас в России предметом ожесточенных споров. Так, например, Г. Ф. Шершеневич один из крупнейших русских юристов — специалистов в области как раз торгового (коммерческого) права — отказывался признавать за торговым правом что-либо большее, чем отдел канонического гражданского права, более или менее углубленно разработанный исключительно из-за наличия спроса, предъявленного со стороны практики.

На такой базе, полагал ученый, создание особой отрасли юридической науки вообще невозможно, а учебная дисциплина должна иметь чисто прикладной характер и направляться на подготовку юрисконсультов и стряпчих по торговым делам. Ему возражали, с одной стороны, сторонники отраслевой самостоятельности торгового права не только как области частного права в широком смысле слова, но и как особого рода отрасли правоведения (П. П. Цитович, А. И. Каминка), а с другой — апологеты взгляда, согласно которому русское торговое (букв. — торгово-промышленное) право представляет собой то ли смешанную, то ли комплексную область права, объединяющую в себе нормы как частного, так и публичного права, относящиеся к деятельности коммерсантов (В. А. Удинцев).

В советское время термином «торговое право» («Правовое регулирование советской торговли») была обозначена прикладная учебная дисциплина, направленная на изучение правового регулирования деятельности советских торговых организаций — оптовых баз материально-технического снабжения, ОРСов (УРСов), Торгов, предприятий розничной торговли, оптовых ярмарок и т.п.

Существует, кстати сказать, великое множество современных аналогов подобных дисциплин — все они преподаются исключительно в учебных заведениях неюридического профиля и направлены на привитие минимума юридических знаний практическим работникам в той или иной области деятельности. Таковы курсы банковского и биржевого, страхового и образовательного, транспортного и военного, гостиничного и медицинского права. Торговое право в таком — узко-прагматическом — смысле также имеет право на существование и изучение в торговых колледжах и вузах.

За всеми этими и многими другими взглядами на коммерческое (торговое) право скрывается по сути одна проблема: как строить изучение права и обучение праву? Конкретно: достаточно ли для целей продуцирования и изучения юридического знания отталкиваться от потребностей отдельных областей народного хозяйства, или же юридическое знание может претендовать на известную самостоятельность и ценность, а значит — и на известное отвлечение от таких потребностей, на разделение и структурирование, осуществленное исходя из своего собственного содержания?

Опыт показывает, что правильным является второй ответ на поставленный вопрос. Право может и должно быть предметом для самостоятельного не только прагматического, но и научного изучения, т.е. почвой для выработки особенного научного знания. Для целей научного изучения право как совокупность норм должно быть разделено на известные обособленные предметные области (отрасли), а предметом высшего юридического образования делать научные знания, добытые в процессе научного изучения этих самых отраслей.

Кстати сказать, этот подход совсем не исключает другого, который вполне может быть успешно применен в средних юридических учебных заведениях и для наделения юридическими знаниями специалистов, не являющихся юристами — разбора комплексного регулирования отрасли хозяйства нормами разных отраслей права.

Если принять во внимание вышеизложенное, станет очевидно, что наш — университетский — курс коммерческого права может быть построен исключительно как отраслевая научная (а не комплексная прагматическая!) юридическая дисциплина. Кстати сказать, соображением о желательности ее ясного размежевания, отделения от комплексных разработок по правовому регулированию торговли, не в последнюю очередь обусловлено предпочтение нами названия «коммерческое» (а не «торговое») право.

Но если это так — если мы принимаем за руководство к действию отраслевую концепцию коммерческого права — то нам (следуя традициям, установившимся еще в советскую эпоху развития юридической науки) — необходимо очертить предмет и описать метод, по которым коммерческое право отграничивается от других отраслей российского права.
Предмет коммерческого права.

Предметом коммерческого права является коммерция или торговля, точнее — коммерческая или торговая деятельность в макроэкономическом смысле этого слова. Она была определена в § 1 настоящей главы Учебника как купля-продажа товаров между коммерсантами (торговцами), осуществляемая в коммерческих целях, а также — как совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.

Одним из узловых вопросов такого определения является вопрос о начальном и конечном пунктах движения товара и, соответственно, об участниках и предметах торговой деятельности — кто такие коммерсанты? что такое товары? Вот буквально по одному примеру ответов на поставленные вопросы — оба они взяты из нашей дореволюционной литературы по торговому праву, но актуальны, между прочим, и для многих современных разработок, как российских, так и зарубежных.

Так вот, дореволюционные специалисты рассматривали коммерцию как исключительно посредническую деятельность между производителем и потребителем, хотя и не одних только материальных благ, но также работ, услуг и даже духовных ценностей (результатов интеллектуальной деятельности — творчества).

Такая позиция приводила, с одной стороны, к тому, что из числа участников торгового оборота исключались не только потребители, но и производители товаров. Не просто центральной, но единственной фигурой, единственным субъектом торговли (и коммерческого права) становился купец — торговец-посредник или посредническая торговая фирма.

С другой именно эта позиция привела в конечном счете к постепенному слиянию понятия коммерции (торговли) с понятием предпринимательства. Так, тот же Г. Ф. Шершеневич без всяких оговорок выделял наряду с торговлей товарами также и торговлю деньгами, фондовую торговлю, а также торговлю различного рода трудом, начиная с того, что применяется в области добывающей промышленности и кончая услугами из области агентирования или антрепризы.

Данная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в прошлом и не учитывает ни современных реалий, ни того (очевидного!) обстоятельства, что торговый оборот начинается с акта продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необходимый этап продвижения его к потребителю.

Не будет акта продажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений, а значит — товарного рынка, а значит — и торгового оборота. Практическое значение такой позиции станет ясным если принять во внимание такую макроэкономическую задачу торгового права любой державы, как правовое обеспечение и сопровождение процессов сбыта товаров отечественных производителей на национальных и зарубежных рынках. Посредников такая задача может и не интересовать — руководствуясь собственной выгодой они могут либо вовсе не закупать товаров у отдельных изготовителей или закупать у них лишь часть производимого товара.

Диктат торговцев-посредников может привести к сокращению и даже полному свертыванию практики производства товаров на рынок и переходу к работе под одни только конкретные заказы. Конечно, в этом нет ничего страшного, если и конкретные заказы позволяют обеспечить более-менее полную загрузку производственных мощностей отечественных товаропроизводителей, но, к сожалению, часто бывает как раз наоборот: значительная часть производственных мощностей используется вполсилы или простаивает; о техническом перевооружении или их переориентации на выпуск иной продукции (например, в рамках конверсии оборонных заводов) становится и вовсе невозможно говорить.

Кроме того, товар может быть реализован производителями и без участия посредников, а такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение. Таким образом, изучение товарного обращения должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

Верно, стало быть, и другое: в состав коммерческой деятельности также следует включать акты приобретения товара любыми покупателями, т.е. не обязательно посредниками (коммерсантами-перепродавцами), но и розничными торговыми организациями (несмотря на то, что таковые уже не имеют дела с коммерсантами), производственными предприятиями (несмотря на то, что они ничего не перепродают, а используют материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательСких целей), а также многочисленными управленческими, учебными, медицинскими, военными, научными и иными подобными организациями.

В качестве обязательных участков торгового оборота должны рассматриваться:

  • сбыт изготовителями своих товаров;
  • деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев;
  • наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам — скорее, наоборот. Граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд.

Розничная торговля по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от оптовой торговли и снабжения. В розничной купле-продаже на первый план выходят отнюдь не начала рыночного хозяйства и свободы договора, а задача всесторонней охраны прав граждан-покупателей как потребителей.

В европейском праве и иных развитых зарубежных правопорядках осознание сложности и важности этой задачи уже вышло на такой уровень, что привело к образованию и обособлению от права общего, гражданского, специального потребительского права — права, обслуживающего сделки типа b2c (businessman to consumer) — и противопоставляемого праву коммерческому, имеющему дело со сделками типа b2b (businessman to businessman).

Вторым параметром предмета коммерческого права является параметр предметный или объектный. Предметом торговли и объектом коммерческого права являются товары — но что же это такое? И ответ на этот вопрос, предлагаемый канонической концепцией коммерческого права вряд ли может быть признан отвечающим реалиям сегодняшнего дня.

И не только потому, что универсализация термина «товары», подведение под категорию товаров буквально любого блага (материального и нематериального), которое может быть обменено на деньги, ведет к слиянию коммерции с предпринимательством, сколько потому, что при таком раскладе торговый оборот сольется с оборотом экономическим, а торговое (коммерческое) право — с гражданским в том смысле, что растворит последнее в себе, поглотит его. Кроме того, со времени формирования классической концепции коммерческого права прошло уже немало времени, в течение которого одни экономические блага отмерли, а другие — наоборот, возникли.

В свете отмеченных обстоятельств к числу товаров — объектов торгового оборота (предмета коммерческого права в современном смысле этого слова) — следует отнести:

  • Собственно товары — партии однородных заменимых движимых вещей, определенных родовыми признаками;
  • товарораспорядительные документы;
  • товарные деривативы;
  • цифровые продукты (digital contents) (ЦП)
  • услуги, сопутствующие товарам либо цифровым продуктам (сопутствующие услуги).

Наконец, необходимо отметить, что коммерческое право регулирует также ряд вопросов, касающихся вспомогательной торговой деятельности. Одни из них — такие, например, как организации торговой деятельности — совершенно не относятся к гражданскому праву; другие, напротив, имеют свои общегражданские аналоги и даже более того, исчерпывают их собою.

К вспомогательной торговой деятельности — деятельности, сопутствующей торговле и направленной на ее обслуживание — относятся:

  •  организация заключения торговых сделок (т.е. в первую очередь деятельность товарных бирж и оптовых ярмарок);
  • продвижение товаров на рынке (реклама, послепродажное обслуживание);
  • кредитное и расчетное обслуживание торговли (банковская деятельность);
  • страхование товаров и коммерческих рисков;
  • перевозка и хранение товаров;
  • торговое посредничество, т.е. деятельность оптовых торговых организаций, торговых представителей, комиссионеров, консигнантов, агентов, маклеров и т.п.

Метод коммерческого права. Если исходить из того, что торговый оборот есть часть оборота гражданского, а гражданский оборот регламентируется частноправовым методом — методом координации, отправляющимся от таких начал, как свобода участников оборота, их юридическое равенство и неприкосновенность их частноправовой сферы — то нет и не может быть иного заключения кроме того, что коммерческое (торговое) право, понимаемое как право торгового оборота, должно использовать частноправовой метод регулирования общественных отношений, составляющих его предмет.

Иначе и не может быть, ибо в противном случае не было бы понятно, как коммерческое право может притязать на статус отрасли частного права. Имея свой собственный, специальный предмет — торговлю как систематическую, профессиональную и организованную деятельность по продвижению товаров от производителей к потребителям — коммерческое право продолжает оставаться подразделением частного права с точки зрения используемого им метода правовой регламентации.

В то же время известно, что в качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно (с дореволюционных, опять-таки, времен) выделяют такие отличительные черты, характеризующие именно метод правового регулирования, как чрезвычайно высокая гибкость, оптимальная приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, наиболее полное использование обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины) и др.

Можно, пожалуй, сказать даже об особой — практической или деятельностной — методологической парадигме понимания коммерческого права. Коммерческое право только тогда сможет адекватно выполнять поставленную перед ним задачу, когда оно будет максимально приспособленным к изменяющимся условиям торгового оборота, гибким, немедленно реагирующим на его потребности.

Следовательно, в состав коммерческого права должны включиться лишь такие нормы и правила, которые действительно применяются в коммерческой (торговой) деятельности, реально регулируют ее, предопределяют поведение коммерсантов (торговцев). Для включения нормы в состав коммерческого права неважно, в какой форме она существует — важно, чтобы она регулировала тот или иной аспект торговой деятельности (предметное соответствие) и делала это реально, а не на бумаге (фактическое соответствие), т.е. действительно его регулировала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)