Предмет бухгалтерского учета и его объекты

Так как бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей, следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

В системе управления хозяйственными единицами предмет управления ограничен рамками функционирования данного юридического лица и может быть определен как его производственно-хозяйственная и финансовая деятельность.

В целях исследования последствий функционирования хозяйственной единицы под воздействием управленческих решений, принятых на основе бухгалтерской информации, объект управления целесообразно разделить на относительно обособленные части, с тем, чтобы выделить эти объекты бухгалтерского учета:

  •  объекты, обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность – имущество (активы), собственный и заёмный капитал организации (пассивы);
  • объекты, составляющие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность – хозяйственные операции и финансовые результаты (доходы и расходы).

В соответствие со ст. 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета предприятия являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Предприятие (организация) – самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий право юридического лица, осуществляющий производственную, научно-исследовательскую, коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Целенаправленная деятельность предприятия по производству той или иной продукции (оказанию услуги) называется хозяйственным процессом. На одном предприятии могут вестись различные процессы.

Современные тенденции развития теории бухгалтерского учета исходят из исследования влияния на финансовое положение хозяйственной единицы движения имущества и источников их образования, т.е. из жизненного цикла производимого продукта.

При этом выделяются стадии приобретения, производства и реализации. Здесь нельзя ни обратиться к теории капитала К. Маркса, в которой Маркс описывает процесс кругооборота капитала и выделяет три стадии.

Первая стадия: экономический субъект появляется на товарном рынке и на рынке труда как покупатель; его деньги (Д) превращаются в товар (Т), происходит переход капитала из денежной формы в форму производственных запасов Д – Т.

Вторая стадия: передача в производство (П) производственных запасов, материальных ценностей и создание нового продукта. Результатом данной стадии является товар большей стоимости (Т’), чем стоимость элементов его производства Т – П – Т’.

Третья стадия: предприятие возвращается на рынок как продавец; продажа готовой продукции его товар превращается в деньги (Д’), или проделывает акт обращения Т – Д’.
Рассмотрим финансовые и хозяйственные процессы на предмет их отнесения к той или иной стадии жизненного цикла продукта.

Надо отметить, что такие объекты бухгалтерского наблюдения, как процессы распределения прибыли по направлениям использования и потребления в непроизводственной сфере, не могут быть отнесены ни к одной из стадий жизненного цикла производства продукта (потребление, производство, реализация).

Процесс снабжения – это приобретение товарно-материальных ценностей различного вида необходимых для осуществления процесса производства, удовлетворения хозяйственных нужд, процесса реализации.

Процесс производства – это изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ. Происходит взаимодействие рабочей силы, заготовительных материалов, средств труда.

Хозяйственные операции данного процесса отражают использование материальных и трудовых ресурсов, денежное выражение которых образует фактическую производственную себестоимость.

Процесс реализации – процесс продажи произведённой продукции, работ, услуг, а также осуществление договорных обязательств перед покупателями и заказчиками, результат процесса реализации прибыль или убыток.

Это совокупность хозяйственных операций по сбыту продукции, образуется полная себестоимость реализованной продукции, которая выключает всю производственную себестоимость и расходы на реализацию продукции.

Переход средств предприятия из одной формы в другую в ходе деятельности предприятия называют оборотом хозяйственных средств.

Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной жизни.

В результате совершения отдельных фактов хозяйственной жизни финансовое положение экономического субъекта остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации.

Такие факты хозяйственной жизни именуются хозяйственными операциями. Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского наблюдения, и не случайно многие зарубежные и отечественные исследователи считают их предметом бухгалтерского учета.

На уровне хозяйственных фактов осуществляются их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете.

Таким образом, конкретное действие, с каким-либо средством или источником средств предприятия, которое меняет их величину и структуру, оформленное документально называется хозяйственной операцией.

Хозяйственная операция – это движение средств хозяйственного субъекта, сопровождающееся сменой их форм. Хозяйственную операцию характеризуют признаки и показатели.

Признаки характеризуют хозяйственную операцию качественно и позволяют группировать по их общим чертам, показатели отражают количественную характеристику в натуральном, денежном, трудовом измерителе.

Хозяйственная операция является первичной единицей бухгалтерского учета в том случае когда она приводит к изменению активов или пассивов и формированию или прекращению финансово-хозяйственных отношений. Всё многообразие хозяйственных операций классифицируют по принципу их однородности.

Практика хозяйственной деятельности выделила три совокупности хозяйственных операций:

  • хозяйственные операции по заготовлению (снабжению);
  • хозяйственные операции по производству;
  • хозяйственные операции по реализации.

Каждая из приведённых совокупностей хозяйственных операций образует соответствующие хозяйственные процессы. Основное содержание бухгалтерского учета заключается в отражении хозяйственных операций.

В практической работе бухгалтер решает три вопроса: когда произошла хозяйственная операция; каково стоимостное выражение хозяйственной операции; каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция.

Следовательно, при анализе (осмыслении) хозяйственной операции перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволит квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему:

  • идентификация хозяйственной операции по времени;
  • оценка влияния хозяйственной операции (события);
  • классификация хозяйственной операции в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйственной единицы.

Все хозяйственные операции по степени их влияния на величину собственного капитала подразделяются на следующие группы: операции, увеличивающие собственный капитал; операции, уменьшающие собственный капитал; операции, не оказывающие влияния на величину собственного капитала, а изменяющие структуру активов или пассивов.

Как уже было отмечено выше, к объектам бухгалтерского учета относятся доходы и расходы. Определение данным понятиям как элементам, формируемым в бухгалтерском учете информацию о финансовых результатах деятельности организации, дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.1997 г.).

Доходы – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов учредителей.

Доходы подразделяются на доходы от основной деятельности (выручка от реализации продукции) и прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н).

Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с основной деятельностью (себестоимость продаж, коммерческие и административные расходы) и прочие расходы (проценты по кредитам и займам, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков и пр.).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)