Правовые и этические нормы работы журналиста

В своей повседневной деятельности журналист постоянно сталкивается с нормами права, да и сама журналистская деятельность сегодня достаточно регламентирована, или, как говорят юристы, под неё подведена законодательная база.

В период “партийного руководства” СМИ, в условиях тоталитарного государства специального законодательства в области прессы попросу не
существовало. В стране царило так называемое “телефонное право”: любое указание любого партийного функционера более или менее заметного ранга, переданное главному редактору издания, как правило, по специальной телефонной связи (“вертушке”) воспринималось как закон, не подлежащий обсуждению. В СССР царила жестокая цензура, осуществляемая весьма секретной организацией с загадочным названием Главлит и её филиалами на местах, соответственно называемыми обллитами. Без разрешения цензора,удостоверенного печатью и особым номером, не могла печататься ни одна газета, не выходили в эфир теле- и радио-программы. Дело доходило до курьёзов: теле- и радио-журналисты вынуждены были представлять цензорам “рас-шифровки” будущих интервью, проводить которые планировалось в прямом эфире, то есть наперёд придумывать, что может сказать гость студии, отвечая на тот или иной вопрос. Не желающие рисковать и вступать в конфликты со всемогущим ведомством цензуры чиновники от журналистики предпочитали отказываться от какой бы то ни было импровизации, а значит, и естественности и заставлять людей говорить по бумажке. Так на отечественном телевидении на долгие годы утвердилась трансляция программ только в видеозаписи: в итоге на экране всё было гладко, вылизано, правильно – и неправда.

Прорыв был сделан в 1990 г., когда Верховный Совет СССР принял первый Закон “О печати и других средствах массовой информации”. Не-
совершенства этого документа были частично устранены в российском Законе “О средствах массовой информации”, принятом 27 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 15 декабря 1994 г., 12 мая 1995 г. и 16 июня 1995 г.

Главным принципом функционирования СМИ в правовом государстве является свобода массовой информации. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., заложила этот принцип в часть 5 статьи 29, использовав краткую, но ёмкую формулу: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”. В этой же статье Конституции каждому гражданину гарантируется “свобода мысли и слова” (часть 1) и “право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом” (часть 4).

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также признание идеологического разнообразия. Опыт тоталитарного прошлого даёт все основания утверждать, что свобода массовой информации и связанный с нею информационный плюрализм просто логически несовместимы с идеологическим монополизмом, коммунистической моноидеологией, надолго превратившей нашу страну в тоталитарное государство. Поэтому столь важное значение для обеспечения свободы массовой информации имеет статья 13, гласящая:

  • В Российской Федерации признаётся идеологические многообразие.
  • Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.
Тем поразительнее недосмотр советников Президента Российской Федерации, допустивших призыв Б.Н.Ельцина к тем, кто обеспечил его победу на выборах 1996 г., создать в течение года некую государственную идеологию. Одно дело говорить о национальных ценностях, идеалах, приоритетах, другое – о национальной государственной идеологии. Если бы призыв Ельцина всё-таки был осуществлён, это значило бы возрождение всего того, против чего так настойчиво и решительно боролся первый Президент России.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие “фактов и обстоятельств,создающих угрозу для жизни и здоровья людей” (часть 3 статьи 41). Во время аварии на Чернобыльской АЭС подобной законодательной базы не существовало, что позволило властям длительное время преступно скрывать масштабы и возможные последствия трагедии. Впрочем, и черед десять лет после Чернобыля не были опубликованы достоверные карты заражения, и, надо сказать, журналисты не проявили должной настойчивости в реализации этого конституционного права. А ведь нам наизусть следует знать статью 42 Конституции Российской Федерации, закрепившую право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды. Если в своей последующей профессиональной деятельности вам придётся столкнуться с такими правительственными чиновниками или хозяйственными руководителями, которые отказываются сообщить интересующие вас сведения под предлогом сохранения государственной тайны, укрывают факты промышленного загрязнения воздуха, водоёмов, земельных площадей, не информируют общественность о работе вредных для здоровья людей и окружающей природы производств, напомните им об уголовной ответственности за нарушение Конституции и законов государства, в котором они живут и которому служат.

Укажем также на часть 1 стать 44 , провозглашающей свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности. Вы вольны творить,
сообразуясь с собственными убеждениями; всё, что вами создано, принадлежит только вам. Но то, что создано другими, ни при каких обстоятельствах не может быть вашим: для честного журналиста недопустим не только откровенный плагиат, но и косвенные формы заимствований: использование чужих тем, образов сравнений, “перепев” мыслей, идей сюжетных ходов, придуманных другими журналистами.

В Конституции изложены основные положения государственного устройства. Более подробно та или иная сфера жизнедеятельности общества
регламентируется соответствующими законами. Задолго до начала работы в органах массовой информации будущим журналистам необходимо внимательно изучит Закон “О средствах массовой информации”, многие его статьи и положения знать, что называется, как таблицу умножения.

Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова
его продукция, что такое редакция и кто такой журналист. В статье 1 подчёркивается, что в Российской Федерации “не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством…поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение
средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими… распространение продукции средств массовой информации…”

Хотите выпускать газету, открыть новую радиостанцию или теле-компанию, закон разрешает это каждому желающему при соблюдении за-
коном же предусмотренных условий. Каковы эти условия, рассказывает вторая глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем
(“гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган” – ст.7), как осуществляется регистрация
СМИ (ст.8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст.13) либо прекращение и приостановление деятельности СМИ (ст.16).

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредимтеля либо судом. Основанием для судебного решения являются неоднократные нарушения редакцией статьи 4 Закона о СМИ. Эта статья – одн из дополнений к первоначальному тексту Закона и называется она так: “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации”. Закон запрещает использование СМИ “в целях совершения уголовно наказуемых деяний,для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну” (вот она – лазейка для тех самых чиновников и хозяйственных руководителей, которые под предлогом законной тайны укрывают сведения о загрязнении окружающей среды и многое другое, о чём общественности, налогоплательщикам следует знать).

Запрещено использование СМИ “для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.

Закон уже есть, но пользоваться им по-настоящему у нас ещё не умеют. Весь перечисленный в предыдущем абзаце “букет” самым явным образом
фигурировал практически в каждом выпуске “газеты духовной оппозиции” -“День”. После неоднократных письменных предупреждений Министерства печати в соответствии со статьёй 16 Закона о СМИ судом в порядке гражданского судопроизводства было принято решение о прекращении издания. Тот же учредитель немедленно зарегистрировал газету “Завтра” / и та же редакция под руководством того же глвного редактора в том же оформлении и – увы – с тем же содержанием продолжила выпуск крайне агрессивного, злобного издания, явно злоупотребляющего свободой массовой информации.

В Законе о СМИ оговорены допустимые причины отказа или отсрочки в предоставлении информации, говорится о праве граждан и организаций на публичное опровержение сведений, несоответствующих действительности либо порочащих их честь и достоинство, а также о праве на ответ (комментарий, реплику).

В соответствии с законом журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам, материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • производить записи, в том числе с использованием аудио- и видео-техники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.

Закон о СМИ оговаривает также обязанности журналиста. Среди них:

  • проверять достоверность сообщаемой информации;
  • указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожеляния людей, с которыми журналист сотрудничал;
  • получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо длязащиты общественных интересов);
  • ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъёмок (ст.50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемых законом);
  • при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение.

Важная часть юриспруденции, имеющей отношение к журналистскому труду, – авторское право. Мы упомянули эту проблему, когда говорили
об интеллектуальной собственности и правах журналистов. Здесь вы должны ещё познакомиться с понятием копирайта. В библиографических
карточках ваших будущих книг и статей, любых других произведений рядом с именем автора будет стоять значок . Это означает, что авторские
права на публикацию принадлежат вам и никому другому – пока вы их не продадите (передадите) киностудии, издательству, литературному агенту. Но, разумеется, право копирайта других автров столь же неприкосновенно,как и ваше.

Понятно, что одной статьи 36 Закона о СМИ совершенно недостаточно для правового регулирования рекламной деятельности в средствах
массовой информации. Поэтому 14 июня 1995 г. Государственная Дума Российской Федерации принимает Закон №108-Ф3 “О рекламе”. Чтобы не возвращаться к теме авторских прав, укажем, что статья 4 этого закона подтверждает авторское право и смежные права на рекламную деятельность.

Журналист свободен в своём творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:

  • обществом;
  • аудиторией – читателями, слушателями, зрителями;
  • перед героями журналистских произведений;
  • журналистским коллективом, который представляет автор;
  • перед самим собой.

Таковы грани этических норм, предписывающих журналисту помнить о возможных социальных последствиях его творчества, о судьбах его героев, об авторитете представляемого им органа массовой информации, наконец, о собственном добром журналистском имени.

Как видим, правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают. Таковы особенности журналистской деятельности. В этом сложность и сила и благородство нашей профессии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)