Краткий экскурс в историю журналистики и рекламы

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно-значимой информации, использовавшейся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией ещё и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщали на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это был не коммуникативный акт? Причём передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, 111 век до н.э.) и Цицерона (Рим, 1 век до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы своё мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. История не сберегла имён тех, кто витийствовал на новгородских вече, толковищах суздальцев и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев могли увлечь за собой русичей, если бы владели только мечом и не владели словом.

Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – “Курьер ЮНЕСКО”, “Daily Herald” (герольд), “Московский вестник”, “Washington Post” (почта), “Chicago Tribune” (трибуна – место произнесенния речей), “Ф о р у м” (площадь в Риме, где проходила агора – народное собрание) и т.д.

В средние века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при её массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по преимуществу, образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.

Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее эту функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натёртые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесённый на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (1 в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – “Acta Senatus”, о постановлениях народного собрания – “Acta diurna populi Romani”. Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до 1Y в н.э.

В Японии сохранилась глиняная “газета” за 1615 г. под названием “Йомиури Каварабата”. Небезынтересно, что название в переводе обозначает “Прочти и передай другому” – стало быть, создатели такой “газеты” стремились к массовости если не количеством экземпляров своего “издания”, то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в 1-11 вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в Х в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передаёт суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, ещё до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во 11 в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, причисленны к лику святых. Не меньшие заслуги перед человечеством у Иоганна Гутенберга, изобретшего в середине ХУ в. печатный станок. Распространение бумаги и гутенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.

Правда, первые газеты были рукописными – “News Letters” в Англии, “Куранты”, “Вести”,”Столбцы” на Руси.

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенными ими товарах. Таким образом, содержание первой в истории газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера. По большому счёту говоря, “Gazzetta” была откровенно рекламным изданием – ещё и поэтому сегодняшним СМИ не стоит свысока, как на “низкий жанр”, смотреть на рекламу, забывая о своих исторических корнях.

Однако уже во французской “Gassetta” – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция 17 в. ввела в обиход регулярные издания памфлетов – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине 17 в. в Европе появляются настоящие журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это
время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера “Защитник конституции” и Марата “Друг народа”.

В России первая печатная газета “Ведомости” вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о её создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской “Правды”. Думается, вполне справедливо начинать отсчёт истории отечественной журналистики на два века раньше – со времён величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом, бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной российской публики были литературно-художественные
журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином “толстые журналы”).

Только в 19 в. (в Европе в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдалённых, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

А как шёл процесс становления рекламы – столь родственного журналистике вида творческой деятельности? Следует сказать, что даже не параллельно, но вплоть до начала ХХ в. со значительным опережением, что убедительно объясняется утилитарным, прагматичным характером рекламной деятельности.

Принято считать, что первым, дошедшим до наших дней рекламным материалом является египетский папирус с сообщением о продаже раба. О деятельности финикийских купцов рассказывают наскальные надписи вдоль древних торговых путей. В Риме рекламные объявления помещались на специально выстроенных и побеленных стенах “амбумсах”. Когда же рекламные надписи стали появляться на стенах жилых домов, что, естественно, не нравилось их владельцам, городские власти стали бороться с этим оригинальным способом. Появился указ, направленный против дикой рекламы, гласивший: “Запрещается писать здесь. Горе тому, чьё имя будет здесь упомянуто. Да не будет ему удачи”.

Печатная реклама впервые появилась в Англии в 1473 г. Во второй половине 14 в. в Британии приступили к выпуску еженедельной коммерческой газеты “Меркурий”.

Во Франции печатная реклама появилась в 1631 г. в “Газет де Франс”.

Рекламное дело в России прошло две стадии становления. Уже в 10-11  вв. русские купцы стали пользоваться услугами зазывал, извещавших потенциальных покупателей о достоинствах товаров и самого купца. Создателями и исполнителями виртуозной устной рекламы были коробейники. Второй этап развития отечественной рекламы связан с распространением ярмарочной торговли. Как раз в Нижнем Новгороде успешно издаются газеты “Коммерческий листок”, “Нижегородский ярмарочный справочный листок”, “Нижегородская ярмарка”. В это же время в Москве издаётся газета “Комиссионер”.

Но вернёмся к истории традиционной журналистики.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интерсным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящн замечательный роман Митчела Уилсона “Брат мой – враг мой”).

В середине 19 в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кэмбриджский профессор Д.Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма, без которой возникновение радио и ТВ было бы просто невозможным.

В 1888 г. немецкий учёный Г.Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длинны радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

Ни Гамильтон, ни Максвелл, ни Герц не дожили до того дня, когда гениально предсказанное (хотя и не понятое) ими радио (от лат.radio – испускаю лучи) начало победно шествие по планете.

В 1885 г. преподаватель кронштадских минных классов А.С.Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприёмник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г.Маркони.

В 1900 г., на заре ХХ столетия, российский броненосец “Генерал Апраксин” сел на скалы острова Гогланд. 3 марта А.С.Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдёт не так уж много времени, и человеческие голоса, мир музыки и звуков заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приёмники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные транзисторные приёмники – всё более миниатюрные и всё более безупречные по аккустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: “Наливное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за морями- океанами, в земле далёкой…”) Размышляя о возможности передачи изображения на расстояние, учёные пришли к выводу, что для этого изображение надо разложить на составные части – по-разному освещённые точки, которые в совокупности, как камешки смальты в мозаичном панно, рисуют для нас ту или иную картину. Собственно, идея последовательной передачи изображения по частям принадлежит русскому учёному-биологу (!), сыну крепостного крестьянина П.И.Бахметьеву и высказана им в 1880 г.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П.Нипков запатентовал процесс “развёртки” изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило только в 20-е гг. ХХ в. в краткой истории так называемого “механического телевидения”.

В 1888-89 гг. русский профессор А.Г.Столетов открывает явление “внешнего фотоэффекта”, опираясь на которое преподаватель Петербургского технологического института Б.Л.Розинг в 1907 г. создаёт катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С.Попова, Розинг сразу же запатентовал своё изобретение, и сегодня он во всём мире признан основоположником современного электронного ТВ (изобретателем радио Запад считает Г.Маркони).

Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого учёного-самоучки, сына ссыльного украинского революционера-демократа, Б.П.Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал движущееся изображение при помощи электронно-лучевой трубки. По совету Б.Л.Розинга, это усовершенствование было запатентовано под названием “телефот”, но в силу ряда причин не получило должной известности.

За океаном, в США в это же время шли настойчивые поиски в том же направлении. Американцы одним из изобретателей телевидения считают В.К.Зворыкина (эмигрирвал из России в 1917 г.). Здесь же следует назвать имена англичанина В.Крукса, немца Ф.Брауна, американца Ф.Франсуорта, русского А.М.Полумордвинова, армянина О.А.Адамяна, англичан К.Свинтона и Л.Бэрда, советских учёных С.И.Катаева и П.В.Шмакова. Поистине, внедрение в быт человечества наиболее интернационального из средств массовой информации стало возможным благодаря работе интернационального отряда учёных, инженеров и техников.

Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов братьев Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г. подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.

Дата рождения “механического телевидения” в России – 1 мая 1931г.

Механическое или малострочное ТВ использовало диск Нипкова для разложения изображения, а сигнал передавался при помощи широковещательных радиостанций. Однако в этом случае размер экрана и качество изображения были неудовлетворительными. Механическое телевидение оказалось тупиковой ветвью научного прогресса.

В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на “развёртку” изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров.

В 50-60-е гг. в стране идёт бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (теле-сигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть Интернет) произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище компьютерного телевидения – так называемая виртуальная реальность – новое искусство с неосознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издаётся 4,5 тыс. газет, почти полторы тысячи наименований журналов, более 800 бюллетеней. В эфир выходит около тысячи телепрограмм, почти столько же радиостанций. Их обслуживает 300 информационных агенств. Неотъемлемой органичной составной частью этой могущественной информационно-пропагандистской системы стали рекламные агенства, без которых существование независимой коммерческой прессы было бы просто невозможно.

Кстати, в Великобритании с её старейшей в мире капиталистической системой 300 рекламных агенств – в одной только Москве их около 2 тыс. Попутно заметим, что ныне в мире ежегодно расходуется на рекламу более 300 млрд.долларов. В США она обеспечивает свыше половины доходов журналов, 75 процентов – газет и почти 100 процентов эфирного коммерческого ТВ. В России пока отсутствует надёжная статистика, касающаяся рекламных расходов и доходов, поэтому назовём цифры, которым можно доверять.

Годовой тираж газет у нас приближается к 10 млрд. экз. Рекордсменом является еженедельник “Аргументы и факты”, у которого до 4 млн. подписчиков. Впрочем, в 1990 г., когда в СССР были устранены лимиты на подписку, а стоимость изданий была довольно низкой, “АиФ” выходил в свет астрономическим тиражом 33,2 млн.экз., за что по праву был занесён  в Книгу рекордов Гиннеса.

У региональных газет и после 1990 г. тиражи не только не упали, но даже выросли. Рост интереса аудитории к региональным изданиям печатной и электронной прессы – характерная тенденция нашего времени.

В целом в мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд. книг. Потенциальной аудиторией радио является всё человечество, в его распоряжении 1,5 млрд. радиоприёмников. Теле-программы может принимать более 3 млрд. человек. Парк телевизионных приёмников превысил 1 млрд.штук.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)