Правовые аспекты веб-издания

В иллюстрации в гл. 3 данного раздела говорилось о прецедент­ном решении суда штата Нью-Йорк, квалифицирующем всякий сайт как средство массовой информации, а всякого автора, опубликовав­шегося на нем, как журналиста. Однако и с фактической, и с юриди­ческой точки зрения в этом вопросе до сих пор нет ясности.

С одной стороны, очевидно, что далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа. Например, интернет-мага­зины, каталоги библиотек, сайты визитки фирмы, домашние страни­цы и т.п. С другой стороны, в соответствии с российским законода­тельством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. <…> Под массовой информацией понимаются предназ­наченные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиови­зуальные и иные сообщения и материалы. {Ст. 2 Закона РФ «О сред­ствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.)

 Определение массовой информации вполне подходит к инфор­мации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и мате­риалы (в том числе печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сооб­щения и материалы) предназначены для неограниченного круга лиц, за исключением сайтов с ограниченным доступом.

Сам же сайт по закону также надо рассматривать как средство массовой информации, так как он осуществляет «периодическое распространение массовой информации». При этом сайт явно не от­носится ни к печатным, ни к телерадиовещательным, а относится к так называемым специализированным СМИ.

Для этой категории Законом «О средствах массовой информа­ции» (ст. 24) установлены специальные правила:

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического рас­пространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, соз­данных с помощью компьютеров и/или хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информа­ции, продукция которых распространяется в виде печатных сообще­ний, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении пе­риодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

В то же время следует заметить, что с точки зрения применимо­сти положений Закона и его смысла в большинстве случаев интер­нет-сайт ближе к печатному или электронному СМИ, чем к телетек­сту или видеотексту, и тем более к информации, распространяемой на дискетах и компакт-дисках.

Также согласно тексту действующего Закона, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его реги­страции можно рассматривать как редакцию средства массовой ин­формации (в Законе «под редакцией понимается организация, учре­ждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуще­ствляющие производство и выпуск средства массовой информа­ции»), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора («под главным редактором понимается лицо, возглавляю­щее редакцию (независимо от наименования должности) и прини­мающее окончательные решения в отношении производства и вы­пуска средства массовой информации»).

Однако сотрудников сайта нельзя причислить к журналистам, так как «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактиро­ванием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материа­лов для редакции зарегистрированного средства массовой информа­ции, связанное с ней трудовыми или иными договорными отноше­ниями, либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномо­чию», а лишь единичные российские сайты (информационные ре­сурсы) зарегистрированы как средства массовой информации.

Уже обсуждалась возможность существования издания без редак­ции де-факто, а теперь рассмотрим вариант с возможностью сущест­вования редакции с главным редактором, но без журналистов де-юре.

Прежде всего ст. 1 Закона «О СМИ» закрепляет свободу массовой информации, уточняя ее: «В Российской Федерации поиск, получе­ние, производство и распространение массовой информации, учреж­дение средств массовой информации, владение, пользование и рас­поряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуата­ция технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Феде­рации о средствах массовой информации».

Этой статьей сайт (как разновидность СМИ), с одной стороны, защищен от нормотворческого произвола, а с другой — накладывает на веб-проекты ограничения по содержанию.

Не допускается использование средств массовой информации в це­лях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую за­коном тайну, призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания нацио­нальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны, а также распространения передач, пропагандирую­щих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается распро­странение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и исполь­зования, местах приобретения наркотических средств. Включен и ряд других подобных естественных ограничений.

Если традиционные СМИ, рассчитывающие на работу именно с такой информацией, просто не будут зарегистрированы, а нарушив­шие закон будут лишены регистрации, то с веб-изданием (зарегистри­рованным как СМИ) ситуация сложнее. Действительно, лишение сай­та статуса СМИ — всего лишь будет означать запрет на публикацию регистрационных данных на первой странице сайта.

При этом нет возможности лишить сайт домена или услуг хостинга. К сожалению, в интернете немало сайтов откровенно порнографического характера. Есть сайты, на которых в деталях можно узнать, как изготовить взрыв­ные устройства и наркотики, и есть сайты, действительно занимаю­щиеся пропагандой национальной и религиозной ненависти.

Санкции против них могут наступить, только если государствен­ный орган, зарегистрировавший сетевое СМИ, убедит Региональный сетевой информационный центр, осуществляющий регистрацию до­менов второго и третьего уровней в российском сегменте сети Ин­тернет, и хостинг-провайдера в необходимости расторжения дого­ворных отношений с нарушителем Закона о СМИ.

Если же они и не пытались зарегистрироваться как СМИ, то закон о СМИ на них как бы и не распространяется. Справедливости ради следует сказать, что некоторые поставщики телекоммуникационных услуг включают ог­раничения на тематику контента сайта в условия договора, однако такая практика стала общей только для бесплатного хостинга.

Ситуация осложняется еще и тем, что сайт может быть зарегистри­рован или размещен не в российском сегменте информационного рынка, а в других странах, где действуют свои правила и ограничения.

Возможность регистрации домена и хостинга за границами Рос­сии составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимо­действием норм международного и российского законодательства. Например, ст. 6 Закона утверждает:

Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пре­делами лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Получается, что Закон распространяется не только на отечест­венные сайты, но и на зарубежные, доступные гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность зару­бежных сайтов, то ко всем сайтам может быть применено законода­тельство Российской Федерации.

Пока остаются неясными и ряд других вопросов. Так, автор не­давно вышедшей книги «Интернет и право» А. Серго (Серго, 2003) обращает внимание на следующие нерешенные вопросы.

  • Где и как должны быть расположены на сайте выходные данные: вообще где-то на сайте, на титуле или прописаны на каждой информационной странице сайта, или в комментарии (в невидимой части) каждой страницы?
  • Формально не вполне понятен порядок опровержения (ст. 44) для сетевого СМИ. Как указывается, «опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал.
  • По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал». В данном случае порядок опровержения по радио и телевидению к сайтам технически не применим, поэтому необходимо руководствоваться нормой для печатного издания, но что значит «на том же месте» применительно к сайту?
  • Владельцам сайта (редакции) законодательство предоставляет возможность осуществлять «Запрос информации» в соответствии со ст. 39: «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.
  • Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». Будет ли адекватная реакция на запрос со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание…

Понятно, что вопрос регистрировать или не регистрировать свой сайт как СМИ так или иначе встает перед владельцем веб-ресурса, особенно такого, который позиционируется как журнал, газета, веб-радио, альманах и т.п.

Естественно, полезно знать, что дает регистрация руководству и сотрудникам проекта.

Закон действительно предусматривает предоставленияе широкого спектра прав (и соответственно обязанностей) журналисту, не разли­чая, какому именно, т.е. и сетевому журналисту. Регистрация нужна в этом случае для уверенной аргументации прав на эти права.

Журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом ин­формации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением
    их фрагментов, содержащих сведения, которые составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения законодательства об авторском праве;
  • производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

При этом журналист обязан:

  • соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых от­ношениях;
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  • сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
  • получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных пред­ставителей;
  • получать согласие на получение информации от граждан и должностных лиц и ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
  • ставить в известность главного редактора о возможных исках при предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
  • отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Закон особо подчеркивает недопустимость злоупотребления пра­вами журналиста. Так, не допускается использование прав журнали­ста в целях сокрытия или фиксации общественно значимых сведе­ний, распространения слухов и недостоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица, организации, не являю­щихся средством массовой информации и т.д.

Неисполнение журналистом своих обязанностей может повлечь за собой ответственность журналиста или издания, устанавливаемую через суд. Важно отметить, что ответственность не возлагается на владельца (редакция, главный редактор, журналист) сетевого издания, если ин­формация для спорной публикации была основана на сведениях:

  • присутствующих в обязательных сообщениях; или они были получены от информационных агентств;
  • содержащихся в ответе на запрос информации либо в материалах, предоставленных службами государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений;
  • являющихся дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • содержащихся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом «О СМИ»;
  • являющихся дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Специально закон не устанавливает обязательность сохранения копий исходных материалов для иных (сетевых) СМИ, однако это це­лесообразно делать, особенно в случаях возможных судебных разби­рательств.

Встречаются в законе и явные невыполнимые нормы.

Нормы законодательства о СМИ в основном применимы к боль­шинству сайтов, но некоторые информационные ресурсы не могут быть урегулированы с помощью этих норм. Например, эротические сайты, к которым относят периодическое издание или программу, и систематически эксплуатирующие интерес к сексу.

Для подобных изданий (сайтов) устанавливается особый порядок: распространение выпусков радио- и телепрограмм эротического характера без кодиро­вания сигнала допускается только с 23 до 4 часов по местному време­ни, если иное не установлено местной администрацией. Воплотить это сложно, так как любой сайт постоянно доступен из любой точки планеты.

Можно пытаться следить за часовым поясом каждого посе­тителя сайта и ограничивать его доступ к ресурсу или предупреждать посетителя о характере информации на сайте, но и это вопроса не решит.

Кроме того, создание юридически безупречного интернет-сайта эротического характера не рентабельно вообще, тем более что «розничная продажа продукции средств массовой информации, спе­циализирующихся на сообщениях и материалах эротического харак­тера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией».

Особо следует остановиться на регулировании правовых отноше­ний с сетевыми СМИ с помощью инструмента стандартизации.

Постановлением Государственного комитета Российской Феде­рации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) было решено ввести в действие для применения в Российской Федерации ГОСТ 7.83—2001 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» в качестве Государственного стандарта Россий­ской Федерации с датой введения в действие 1 июля 2002 г.

Как указывается, «Стандарт предназначен для производителей элек­тронных изданий». По определению ГОСТа, «электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распро­странения в неизменном виде, имеющий выходные сведения».

ГОСТ определяет понятие «электронное сетевое издание» как электронное издание, доступное потенциально неограниченному кру­гу пользователей через телекоммуникационные сети.

Стандарт различает электронные издания: по наличию (отсутст­вию) печатного эквивалента, по природе основной информации (текстовое (символьное), изобразительное, звуковое, мультимедий­ное и программный продукт), по целевому назначению, по техноло­гии распространения (локальное, сетевое комбинированное).

Основное практическое назначение ГОСТ (носящего пока реко­мендательный характер) — определить размещение и объем выход­ных сведений электронных изданий.

Основным местом размещения выходных сведений является ти­тульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Титульный лист может состоять из нескольких частей, свя­занных между собой переходами.

Согласно Закону «О СМИ» (ст. 27) необходимый объем выход­ных данных, помещенный в доступном пользователю месте, должен содержать:

  • полное название сетевого СМИ;
  • информацию об учредителе (учредителях) и главном редакторе;
  • информацию о регистрации издания (если осуществлена);
  • адрес и телефоны редакции;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством об автор­ском праве и смежных правах.

В выходных данных редакция может указывать и иные сведения (по своему усмотрению), размещение которых не противоречит дей­ствующему законодательству.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)