Правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами расследования
Реализуя в досудебных стадиях уголовного судопроизводства свои полномочия, прокурор принимает важные процессуальные решения, которые отражаются в правовых актах прокурорского надзора. К их числу относятся: постановление, требование, указание, санкция (или отказ в даче санкции), согласие на проведение конкретных действий или принятие решений (либо отказ в этом), представление.
Указанные акты прокурорского реагирования различаются между собой по своим задачам, содержанию и форме.
Также распространено указание прокурора, которое дается в письменной форме, о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о проведении отдельных следственных или розыскных действий и т.д. Указания даются прокурором в произвольном виде, но в каждом из них содержится адресат, излагается сущность поручения и определяются сроки исполнения.
В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору указания прокурора:
- о привлечении лица в качестве обвиняемого;
- о квалификации преступления;
- об объеме обвинения;
- об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого;
- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
- о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.
В указанных случаях следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает расследование другому следователю. Иные указания прокурора не могут быть обжалованы.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор требует от них для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях и ходе расследования. В этих целях прокурором используются письменные требования (запросы), которые также составляются в произвольной форме, но обязательно содержат в себе название адресата, наименование запрашиваемых для изучения документов и материалов.
Особую группу правовых актов прокурорского надзора в стадии предварительного расследования составляют предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ случаи вынесения прокурором резолюций – о даче санкций, выражении согласия с действиями органов расследования и об утверждении обвинительного заключения.
Отказ в даче санкции или согласия должен быть мотивирован и изложен в письменной форме. Так, приказ Генерального прокурора РФ “Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием” от 18 июня 1997 г. № 31 обязывает прокуроров мотивировать свой отказ в даче санкции либо на соответствующем постановлении, или в отдельном документе – постановлении, с тем чтобы вышестоящий прокурор имел возможность проверить законность и обоснованность этого решения.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу