Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов

Правовое регулирование внутренних госзаймов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов.

Законом установлен порядок их выпуска и обращения, а также связанный с названной эмиссией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

До 1 января 2008 г. БК РФ регламентировал государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление в отдельной гл. 13 «Дефицит бюджета и источники его покрытия». Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ ст. 89—91 БК РФ, закреплявшие понятие государственных (муниципальных) заимствований, признаны утратившими силу с 1 января 2008 г.

Положения о порядке осуществления указанных заимствований и их понятие включены в гл. 14 БК РФ «Государственный и муниципальный долг», что является вполне обоснованным и логичным. Понятие заимствований согласно новой редакции ст. 103 БК РФ (по аналогии с предыдущей редакцией) является комплексным, оно включает в себя не только займы, но и кредиты.

Выделяют заимствования федерального, регионального и муниципального уровней, т.е. соответственно государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов РФ и муниципальные заимствования. Заимствования первых двух видов могут быть как внутренними, так и внешними. Последние (муниципальные) — только внутренними.

Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, а внутренние — в валюте РФ. Законом регламентированы особенности осуществления названных заимствований, их цели, а также состав участников финансовых правоотношений (публично-правовых образований), возникающих в сфере заимствований (ст. 103 БК РФ). Важно учитывать, что долговые обязательства публично-правовых образований могут возникать у них не только как у заемщика, но и как у гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии со ст. 106, 107, 111, 112, 114 БК РФ, Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» допускается только в случае принятия Российской Федерацией или ее субъектом закона (органом местного самоуправления — решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обязательном порядке утверждаются верхний предел федерального (внутреннего и внешнего) долга, а также предельный объем заимствований субъектов РФ и соответствующий показатель для муниципальных образований.

В частности, закрепляется, что предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом госдолга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Так, например, верхний предел государственного внутреннего долга РФ в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на 1 января 2007 г. был определен в сумме 1 148 744 774,0 тыс. руб.; в соответствии со ст. 95 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» на 1 января 2008 г. — в сумме 1 463 256 345,5 тыс. руб.; в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на 1 января 2012 г. — в сумме 4 554 955 557,5 тыс. руб.; на 1 января 2013 г. — в сумме 6 621 371 652,9 тыс. руб., на 1 января 2014 г. — в сумме 8 467 033 412,5 тыс. руб. Верхний предел государственного внешнего долга РФ соответственно на 1 января 2013 г. — 53,3 млрд долл. США, или 38,1 млрд евро, на 1 января 2014 г. — 63,7 млрд долл. США, или 45,5 млрд евро.

На основании Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2013 г. установлен в сумме 5 462 127 137,7 тыс. руб., на 1 января 2014 г.
соответственно — 7 873 242 163,6 тыс. руб., на 1 января 2015 г. — 9 221 762 267,0 тыс. руб.

Этим же Законом верхний предел государственного внеш- него долга РФ на 1 января 2013 г. установлен в сумме 56,5 млрд долл. США, или 44,5 млрд евро, на 1 января 2014 г. — в сумме 59,4 млрд долл. США, или 42,4 млрд евро и на 1 января 2015 г. — в сумме 69,0 млрд долл. США, или 49,3 млрд евро.

Важно заметить, что БК РФ предусматривает необходимость отражения предельных размеров долговых обязательств РФ по частям, соответствующим одной конкретной форме (виду) обеспечения данного долгового обязательства.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований соответствующие нормативы устанавливаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленным законом (решением) о соответствующем бюджете (ст. 114 БК РФ).

Кроме того, законодатель особо оговаривает требования к предельному объему заимствований субъектов РФ и муниципальных заимствований. В частности, предельный объем региональных, муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений ст. 104 БК РФ не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета. Важен при осуществлении заимствований и такой показатель, как верхний предел федерального долга, а также предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга (ст. 107 БК РФ).

Первый утверждается при принятии федерального закона о федеральном бюджете (ст. 114 БК РФ). Такие показатели, как предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода), устанавливаются законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, определенных п. 2 и 3 ст. 107 БК РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня (на уровне Российской Федерации — Правительство РФ) утверждают Генеральные условия эмиссии (да- лее — Генеральные условия), являющиеся нормативным правовым актом, который включает указание: на вид ценных бумаг; форму выпуска; срочность данного вида ценных бумаг; валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение вместо денежных средств имущественного эквивалента; ограничения оборотоспособности ценных бумаг, круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются и могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве (ст. 8).

На основе Генеральных условий эмитент (на уровне Российской Федерации, как правило, Минфин России) принимает нормативный правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг.

Примером нормативных актов, закрепляющих условия эмиссии и обращения названных бумаг, могут служить такие акты, как Положение об обслуживании государственных сберегательных облигаций, утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2006 № 1н, Условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов, утвержденные приказом Минфина России от 21.09.2004 № 86н.

Названные Условия подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета. Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным долгом, формирующимся в результате заемных операций (ст. 101 БК РФ). Управление госдолгом РФ осуществляется Правительством РФ2 либо уполномоченным им Минфином России.

Управление региональным долгом возложено на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Следует отметить, что и ранее конкретные мероприятия по управлению госдолгом РФ осуществлял Минфин России в порядке, установленном Правительством РФ. При этом БК РФ (ст. 165) закрепляет управление госдолгом в составе бюджетных полномочий Минфина России. Однако Кодекс не определяет самого понятия управления государственным (муниципальным) долгом.

В литературе это понятие рассматривается в широком и узком аспектах. В широком аспекте это одно из направлений финансово-правовой политики государства (муниципального образования), осуществляемое компетентными органами, обусловленное обязательствами государства (муниципального образования) в качестве заемщика или га- ранта.

В узком аспекте — совокупность действий, связанных с эмиссией и размещением долговых обязательств публично-правового образования, действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)