Правотворчество конституционного правосудия при разрешении дел о соответствии действующих

Конституции РФ могут противоречить и ненормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. В этом случае, как свидетельствует практика, в деятельности Конституционного Суда РФ имеет место либо отказ в принятии к рассмотрению обращений, предметом которых являются такие акты, либо применение ст. 68 Закона о Конституционном Суде РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ в компетенцию Конституционного Суда РФ входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Ненормативные акты могут оказаться предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ при решении споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). Ненормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, могут быть в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ отменены Президентом РФ. Действие этих актов, равно как и ненормативных указов Президента РФ, может быть прекращено в связи с принятием федерального закона.

Полагаем, что обособление нормативных правовых актов в качестве исключительного объекта со стороны Конституционного Суда РФ для разрешения дел об их конституционности не представляется достаточно обоснованным и мотивированным. В отношении ненормативных актов могли бы быть использованы соответствующие судебные процедуры установления их конституционности.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности упомянутых выше нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Интересно
При этом обращение (запрос) может касаться конституционности как правового акта или договора в целом, так и его отдельных положений. Запрос допустим также, если заявитель не сомневается в конституционности акта или его отдельного положения, но в отношении их принято официальное решение о признании их не соответствующими Конституции РФ.

Запрос в отношении правовых актов субъектов РФ возможен лишь в случае, если этот акт издан по вопросу, относящемуся к ведению федеральных органов государственной власти или к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Проверка конституционности нормативных актов и договоров (их отдельных частей) осуществляется Конституционным Судом РФ в отношении их содержания, формы, порядка подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)