Право на образование как право человека

Право человека, право гражданина, субъективное отраслевое право. Право на образование, зафиксированное в международных документах как право человека, закрепляется во внутригосударственном законодательстве как право каждого (право человека) и право гражданина и находит свое отражение в субъективных правах, возникающих в рамках конкретных отраслевых правоотношений.

Например, право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 26), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 13, 14), в Конвенции о правах ребенка 1989 года (ст. 28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года (ст. 27).

Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Протокол № 11952 года, ст. 2). Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав в 1998 году Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а также целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования.

В соответствии с международными правовыми актами и Конституцией РФ (ст. 43), каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является естественным, неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Федеральный закон «Об образовании в РФ», а также другие нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации.

Реализуя свое право на образование, гражданин вступает в правоотношения с образовательной организацией и становится носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Вся система указанных норм явилась юридическим основанием для возникновения многочисленных субъективных прав учеников, студентов, преподавателей, абитуриентов, администраций образовательных организаций. Все названные субъективные отраслевые права, в конечном счете, конкретизируют и обеспечивают реализацию права человека на образование. Таким образом, субъективные отраслевые права гражданина являются одной из форм реализации прав человека.

Интересно
Процесс включения международных норм в национальное право наглядно демонстрирует один из способов взаимодействия прав, присущих личности: права человека в процессе имплементации становятся в национальном праве правами гражданина и реализуются в конкретном правоотношении, посредством наделения участника правоотношения субъективными правами и юридическими обязанностями. Следует заметить, что в Российской Федерации не только граждане могут стать участниками образовательных правоотношений, но и любой человек, находящийся на территории государства.

Государство среди основных принципов политики в сфере образования называет обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также ставит перед собой задачу создания условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Следовательно, право на образование в Российской Федерации может быть реализовано личностью независимо ни от каких дискриминационных признаков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)