Право на доступ к информации

Одно из основных информационных прав – право на доступ к информации, включающее в себя право каждого свободно искать информацию и право получать ее от лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются: 

  • презумпция доступности и открытости информации;
  • достоверность и полнота информации;
  • своевременность предоставления информации;
  • соблюдение ограничений, установленных федеральным законом;
  • защита права на доступ к информации;
  • ответственность за нарушение права на доступ к информации.

В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности.

К основным конституционным гарантиям относятся:

  • признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими(ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ч. 4 ст. законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);
  • права и свободы “определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”(ст. 18);
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);
  • механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту “всеми способами, незапрещенными законом” (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46);
  • сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41).

Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” для реализации права на доступ к информации провозглашает следующие дополнительные государственные гарантии:

  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (п. 1 ст. 13).

При этом для формирования таких ресурсов закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, должно утверждать Правительство Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Оно же должно установить перечень информационных услуг (бесплатных или с частичной оплатой для пользователя) с компенсацией затрат из средств государственного бюджета (п. 4 ст. 13).

  • Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (п. 1 ст. 12).

При этом декларируется, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

  • Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (п. 4 ст. 12). При этом перечни информации и информационных услуг, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам должны предоставляться пользователям бесплатно (п. 3 ст. 12). 4.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто ив каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 14). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 14).

  • Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации (п. 2 ст. 12).
  • Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (п. 1 ст. 24).
  • Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24).
Вместе с тем следует признать, что этот закон не решает в целом задачи охраны права на доступ к информации. Он во многом декларативен и противоречит действующему законодательству, позволяя сохранить прежний разрешительный принцип в реализации этого основного информационного права. Как следует из доктрины информационной безопасности, противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе специальный Федеральный закон “О праве на доступ к информации”, который решал бы следующие задачи:

  • установление ограничений и запретов при реализации прав в информационной сфере (искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации) по основным видам информации (информация без права ограничения доступа, иная общедоступная информация, “вредная” информация, информация с ограниченным доступом);
  • установление законодательных оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права “на тайну”;
  • определение в законе механизмов доступа к открытой информации;
  • унификация заявленных в законах правонарушений в информационной сфере с внесением изменений и дополнений в соответствующие кодексы по установлению ответственности за эти правонарушения.

К механизмам доступа к открытой информации можно отнести:

  • структурирование открытой информации по уровням доступа -подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;
  • структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример – государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля1997г.);
  • установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;
  • публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов);
  • создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации;
  • порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;
  • установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, – в соответствии с нормой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.

Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданского общества определены следующие задачи: 

  • радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;
  • сужение области ведомственных тайн;
  • уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;
  • обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;
  • установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).

При рассмотрении вопросов реализации права на доступ к информации наиболее важной характеристикой, на наш взгляд, является классификация отношений как по виду информации, как объекта правоотношений, так и по виду субъектов этого права.

Вся информация с точки зрения права по степени доступа сегодня делится на несколько основных сегментов:

  • Информация без права ограничения доступа (все те ограничения, которые установлены в Конституции РФ, в Законах РФ “О государственной тайне”, “О коммерческой тайне”.

Этот перечень может быть продолжен и расширен). Представляется важным не только установить норму в Конституции РФ о том, что информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне, но и прописать критерии, по которым эта информация может быть отнесена к такого рода информации, чего, к сожалению, не сделано.

  • Информация с ограниченным доступом.

Исходя из Послания Президента Федеральному Собранию 1998 г. область тайн должна сокращаться, но на самом деле она увеличивается. На Первой межпарламентской конференции России, Белоруссии и Украины в 1999 г., где автор руководил секцией по вопросам интеграции и унификации национальных законодательств трех стран, было насчитано уже около 50 видов тайн, с учетом 40 в России, как оснований для ограничения доступа к информации. 3.

Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан (порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, со скрытыми вставками и т. п.) – так называемая “вредная” информация.

  • Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, за исключением ноу-хау), которые охраняются в режиме коммерческой тайны, но охраняются особым порядком через институты интеллектуальной собственности – авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п.
  • Иная общедоступная информация, среди которой, как уже отмечалось, ученые выделяют более чем 20 видов открытой общедоступной информации.

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида субъекта, реализующего свое право на доступ к ней. Исходя из этого, предлагаем различать следующие виды доступа: 

  • обязательное доведение информации до всеобщего сведения;
  • свободный доступ (сообщение информации для всеобщего сведения);
  • предоставление информации по запросу юридических лиц;
  • предоставление информации по запросу физических лиц.

На наш взгляд, важно различать понятия “обязательное доведение” и “свободный доступ” по степени активности субъекта (по аналогии с избирательным правом). Например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить – накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Правомочия на доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) возникают только после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования. Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности, здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме: 

  • ознакомление с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;
  • получение копии соответствующего документа или выдержек из него;
  • получение письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;
  • получение устного изложения содержания запрашиваемой информации;
  • получение сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

По степени ограничения доступа к информации можно выделить следующие основные виды отношений, которые могут возникать в этой связи между субъектами: лица (как физические, так и юридические) по отношению к государству; государство по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим); физические лица по отношению к юридическим лицам; юридические лица по отношению к физическим лицам; юридические лица по отношению к юридическим лицам; физические лица по отношению к физическим лицам.

При запросе лиц в органы государственной власти ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может. Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации мы говорим о том, что делаются запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выпускающие документы нормативно-правового характера, которые затрагивают интересы граждан, проживающих на территориях административного района, региона России. В данной ситуации невозможно распространить эти отношения в том числе и на казенные предприятия, которые не являются органом власти, а относятся к коммерческим структурам, хотя и с государственным видом собственности, где может быть коммерческая тайна. Важным условием для реализации правомочий в данной области, как представляется, является развитие правосознания, формирование новой информационно-правовой культуры.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами законов “О государственной службе”, “О воинской обязанности и военной службе”, “Об обороне”, “О милиции” и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лиц в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

В законодательстве РФ сегодня не отрегулированы до конца вопросы о сроках предоставления информации и случаях возмездного (на платной основе) предоставления информации по запросу.

Так, запросы государственных органов в пределах их полномочий на проверку по информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, исполняются в срок не более 5 дней с момента получения, срочные – не позднее следующего рабочего дня.

“Включение объектов интеллектуальной собственности, оправдано, на наш взгляд, тем, что законодательство России регулирует в области интеллектуальной собственности не только имущественные отношения, но и личные неимущественные отношения тоже. Вместе с тем интеллектуальная собственность – это один из видов информации, которая распространяется и хранится, в том числе в органах государственной власти. Например, Патентное ведомство обязано распространять эту информацию путем выпуска соответствующих реестров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)