Уголовная ответственность в Интернете

При размещении информации на интернет-сайте уголовная ответственность может возникать в случае, если размещение такой информации связано с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ). Гражданская ответственность возникает в соответствии со ст. 152 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, которая предусматривает, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Правила указанной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

И.М. Рассолов по этому поводу отмечал, что, “став неотъемлемой частью жизни, Интернет вместе с тем зачастую используется для совершения правонарушений, посягающих на конституционные права и законные интересы личности. Он в итоге становится источником противоправных, антиобщественных проявлений”.

Деловая репутация юридического лица – одно из условий его успешной деятельности. Деловая репутация гражданина характеризует его как работника (профессионала в какой-либо области), представляет собой оценку его качеств, значимых для востребованности на рынке труда.

Положительная деловая репутация имеет определяющее значение как для крупной, так и маленькой компании, так и для гражданина.

Опорочить деловую репутацию лица в сети Интернет несложно. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы на интернет-сайтах, доски бесплатных объявлений, ленты средств массовой информации на интернет-сайтах, электронные рассылки, аналитические и сравнительные обзоры и т.д.

На практике часто встречаются ссылки о том, что такой-то товар некачественный, такая-то компания обманывает клиентов и т.д.

В результате деловая репутация компании, которая пользуется нелестными отзывами, дискредитируется, отсюда потеря потенциальных клиентов, финансовые потери, падение престижа, курса акций, утрата деловых партнеров и т.д.

Возможно установление ответственности в Интернете, в т.ч. уголовной, в отношении провайдеров, предоставляющих доступ к информации, неуместной для несовершеннолетних, а также иной информации. Этот подход применяется в некоторых австралийских штатах, в США (хотя в США пока нет ни федерального закона, ни закона штата, которые придавали бы этим действиям законную силу). В России также устанавливается уголовная и административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Статья 242 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов, ч. 2 ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)