Правительство РФ

Правительство РФ – это высший коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ. Оно является органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство осуществляет государственную власть в РФ наряду с Президентом, Федеральный Собранием и судами РФ.

Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть работает в системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали, что позволяет, руководствуясь законом, оперативно проводить в жизнь принимаемые решения.

Конституция РФ исходит из самостоятельности всех ветвей власти. Для организации федеральной исполнительной власти характерно своеобразное «разделение труда» между Президентом и Правительством. В руках Президента сосредоточено политическое руководство: определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение военной доктрины.

Самостоятельность и независимость Правительства допустима в тех пределах пока его курс отвечает интересам Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. При возникновении разногласий между ними о путях и способах достижения целей решающее слово остается за Президентом.

Президент может принять решение об отставке Правительства, отменить тот или иной правительственный акт, издать указ по вопросу, отнесенному к ведению федерального Правительства. На практике Президент неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности об управлении федеральной собственностью и др.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении. Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ (Министерство обороны, МВД, МИД РФ и некоторые другие министерства и ведомства).
От других федеральных органов Правительство отличается прежде всего предметом и сферой деятельности.

Правительство занимается не принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны, осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы. Оно вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, служб, агентств и других подведомственных ему органов.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, с согласия Государственной Думы.

Если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуры, представленные Президентом РФ, президент назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы (ст. 111).

Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера. Такие сведения могут быть опубликованы.

Правительство за свою деятельность несет двойную политическую ответственность: перед Президентом и перед Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить Правительству недоверие или отказать ему в доверии. Однако эта ответственность ограничена полномочиями Президента, который может не согласиться с решениями Государственной Думы.

Избрание Государственной Думы нового состава не влечет автоматического сложения полномочий Правительством старого состава. Такого требования нет в Конституции. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Отчеты подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства, но предполагает формулу «новый Президент – новое Правительство». Следовательно, Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (6 лет) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция предусматривает следующие виды парламентского контроля Государственной Думы за деятельностью Правительства:

  • рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства;
  • парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • образование Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (финансовый контроль);
  • отчет Правительства об исполнении федерального бюджета;
  • назначение Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается с контролем за Правительством и др. органами администрации в области соблюдения прав человека.

В свою очередь Правительство воздействует на парламент путем:

  • использования права законодательной инициативы, в т.ч. права разработки и представления на утверждение федерального бюджета;
  • дачи заключений по законопроектам, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)