Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Порядок инвентаризации нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных и нематериальных активов).

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на непроизведенные активы, нематериальные активы, основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение.

При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и нахождение указанных объектов в собственности учреждения.

При инвентаризации непроизведенных активов проверяется наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и законодательное закрепление за учреждением земли, ресурсов недр и т.п.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств, договоров уступки (приобретения) прав, других охранных документов), а также правильность и своевременность отражения этих активов в балансе.

Инвентаризация основных средств проводится комиссией путем осмотра объектов и записи их наименования, назначения, инвентарного номера, количества.

Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносят в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения и отражаемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Инвентаризация материальных запасов. Материальные запасы заносят в описи по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и проч.).

При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

Не допускается вносить в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материальные запасы, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации.

Эти материальные ценности отражаются в отдельной описи под наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”. В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.

Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению – члена комиссии) делается отметка “после инвентаризации” со ссылкой на дату описи, в которую занесены эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера учреждения в процессе инвентаризации материальные запасы могут быть отпущены материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности фиксируются в отдельной описи под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации.

В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению – члена комиссии.

Предметы мягкого инвентаря, отправленные в стирку и ремонт, должны отражаться    в инвентаризационной описи на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, оказывающих эти услуги.

Предметы мягкого инвентаря, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тару заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)