Права декларанта и таможенного органа при совершении таможенных операций

Таможенным законодательством ЕАЭС (ст. 85 ТК ЕАЭС) изложено, что заинтересованные лица вправе присутствовать при совершении таможенных операций. А по требованию таможенного органа заинтересованные лица обязаны присутствовать при совершении таможенных операций в целях оказания содействия таможенным органам в их совершении.

Руководствуясь положениями ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант при совершении таможенных операций вправе:

  • осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции;
  • отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа;
  • присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров;
  • знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров;
  • обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
  • привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают такими правами, как:

  • принимают меры, предусмотренные законодательными актами РФ и ЕАЭС в целом, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
  • требуют необходимые документы, сведения для таможенных целей;
  • требуют от физических и юридических лиц подтверждения своих полномочий, в том числе по оказанию услуг в сфере таможенного дела;
  • проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции;
  • привлекают лиц к административной ответственности;
  • в отдельных случаях применяют при осуществлении своих действий средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям;
  • задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
  • производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъёмку фактов и событий, относящихся к таможенной деятельности;
  • получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;
  • предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
  • о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
  • об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • о признании имущества бесхозяйным;
  •  разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Перечисленные права таможенных органов могут быть использованы исключительно при осуществлении ими функций в области таможенного дела. При этом таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

Таможенные органы обладают правом допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства от 16.09.2013 г. № 809 «О федеральной таможенной службе» ФТС имеет право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты;
  • создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
  • определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов;
  • утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах, представительствах (представителях) службы в иностранных государствах;
  • организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;
  • привлекать экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы;
  • требовать у физических и юридических лиц документы, сведения, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы;
  • дополнительно сокращать перечень документов, предоставляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;
  • получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;
  • использовать воздушные и водные суда в целях осуществления таможенного контроля;
  • принимать меры, предусмотренные актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством РФ о таможенном деле, законодательством РФ о налогах и сборах, иными нормативными правовыми актами РФ, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы, в целях обеспечения соблюдения этих актов;
  • взаимодействовать со средствами массовой информации и выступать их учредителем;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)