Порядок создания информационных технологий

Порядок создания информационных технологий регламентируется главой 38 ГК “Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ”, в соответствии с которой выделяют два субъекта создания информационных технологий: исполнителя и заказчика.

Их правовой статус включает в себя следующие обязанности.

Исполнитель обязан:

  • выполнить работу;
  • передать заказчику ее результаты;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, а также должен незамедлительно информировать заказчика о невозможности получить ожидаемые результаты.

Обязанности заказчика: 

  • передать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять, оплатить работу.

Порядок создания информационных технологий частично регулируется Законом от 23 сентября 1992 г.№ 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в сфере использования информационных технологий осуществляется следующим образом.

В сфере государственного управления используются программно-технические средства, имеющие соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

Обеспечение использования лицензионных программно-технических средств в деятельности федеральных органов государственной власти должно осуществляться на основе:

  • ускоренной разработки отечественных программно-технических средств и их применения в государственных информационных системах и ресурсах;
  • свободного распространения типовых решений, разработанных в рамках создания государственных информационных систем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;
  • обеспечения открытости и возможности анализа кода закупаемого готового программного обеспечения зарубежного производства;
  • увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;
  • централизации проведения закупок в сфере лицензионного программного обеспечения в интересах федеральных органов государственной власти;
  • инвентаризации используемого в федеральных органах государственной власти программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств федерального бюджета в научно-исследовательских организациях;
  • закупки лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

В целях повышения эффективности работы в этой сфере в ежегодном докладе об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти предусматривается представление материалов об объемах применения лицензионных программно-технических средств, а также о выявленных фактах нарушения прав интеллектуальной собственности.

Материалы по указанной проблеме ежегодно представляются на рассмотрение Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Целесообразным является создание в составе указанной комиссии межведомственной рабочей группы, ответственной за разработку и реализацию мероприятий, направленных на недопущение использования в системе федеральных органов государственной власти программно-технических средств, не имеющих соответствующих лицензий.

В России отсутствуют необходимые условия для наращивания потенциала информационных технологий и их использования в интересах общества.

Необходимо создать следующие условия:

  • финансирование;
  • занятость населения в данной сфере;
  • обеспечить компьютерами;
  • усилить инфраструктуру производства, создать государственное (централизованное) управление в области создания информационных технологий;
  • создать единые стандарты информационных технологий.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач: 

  • реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;
  • формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;
  • распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;
  • организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;
  • обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
  • развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;
  • разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;
  • централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;
  • построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;
  • распространение на уровне федеральных органов государственной власти практики долгосрочного планирования государственных программ и проектов использования информационных технологий, повышение эффективности управления их выполнением;
  • увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;
  • создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;
  • реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;
  • совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;
  • защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)