Порядок работы и принятия решений Суда Европейского Союза

Суд Европейского Союза – постоянно действующий институт ЕС. Работа всех входящих в его структуру судебных инстанций осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, которые отнесены к юрисдикции Суда ЕС в целом и подсудности соответствующей судебной инстанции (Суд, Трибунал, Трибунал по делам публичной службы).

В определенные периоды, указанные в процессуальных регламентах этих инстанций, Суд ЕС уходит на “судебные каникулы” (рождественские в период с 18 декабря по 10 января и летние в период с 15 июля по 15 сентября). В эти периоды продолжают работать председатели Суда, Трибунала, специализированных трибуналов или исполняющие их обязанности и вспомогательный аппарат.

Процедура рассмотрения и разрешения дел характеризуется активной ролью суда (под “судом” здесь имеются в виду пленумы, большие палаты, палаты или единоличные судьи, которые разрешают дела от имени соответствующей инстанции Суда ЕС). Основные обязанности по сбору доказательств и анализу материалов дела возлагаются па судью-докладчика, который, при необходимости, может запрашивать дополнительные материалы у сторон, заслушивать свидетелей, экспертов и т.д.

По итогам этой работы судья-докладчик сначала готовит предварительный доклад по делу (секретный), затем доклад для судебного заседания (публичный) и, наконец, проект решения, который судьи будут рассматривать и утверждать в совещательной комнате. Альтернативный проект в Суде подготавливает генеральный адвокат в форме заключений по делу, рассматриваемому с его участием.

Рассмотрение дел в Суде ЕС складывается из двух стадий: письменной и устной при ведущей роли первой (ст. 20 Статута).

Основное содержание письменной стадии – это обмен процессуальными документами между сторонами: исковое заявление, “ответ” ответчика, “реплика” истца, ответная реплика ответчика (франц. duplique) и др. – все в письменной форме. Эти и иные документы направляются секретарю, который направляет их председателю, судье-докладчику и другим судьям.

Следует отметить, что, по общему правилу для дел искового производства (дел прямой юрисдикции), доказательства должны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон или по собственной инициативе суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Интересно
Устная процедура начинается после подготовки судьей-докладчиком своего доклада. Суд заслушивает представителей сторон (и те и другие всегда должны действовать через представителей – агентов, советников или адвокатов). Судебные заседания обычно короткие и ставят целью прояснить некоторые вопросы, которые являются недостаточно ясными из доклада судьи-докладчика.

В связи с ограниченным количеством судей в Суде, Трибунале и Трибунале по делам публичной службы (всего в настоящее время 27 + 27 + 7 = 61 судья) четких сроков на рассмотрение и разрешение дел не установлено (если дело требует срочного рассмотрения, то оно рассматривается в первоочередном порядке по ускоренной процедуре).

На практике, по итогам 2010 г. средний срок рассмотрения дел в Суде ЕС варьировался в пределах от немногим более года (14,3 месяцев при рассмотрении Судом жалоб на решения Трибунала) до почти четырех лет (45,7 месяцев для исков физических/юридических лиц в Трибунал к Европейской комиссии с обжалованием ее решений в области права конкуренции ЕС).

Преюдициальные запросы органов правосудия государств-членов разрешались Судом в среднем за 16,1 месяцев (в экстренных случаях срок сокращался до 2,1 месяцев). Трибунал по делам публичной службы разрешал споры между ЕС и его сотрудниками в среднем за 21 месяц

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)