Порядок работы и принятия решений Европейской комиссии

Комиссия – постоянно действующий институт Союза.

Основными формами ее работы являются:

  • заседания в полном составе;
  • индивидуальная работа членов Комиссии в рамках подведомственной им сферы управления;
  • деятельность рабочих групп, создаваемых Председателем из нескольких комиссаров для решения межотраслевых проблем;
  • деятельность генеральных директоратов и специальных служб.

Заседания Комиссии, по общему правилу, собираются еженедельно, но могут быть созваны Председателем в любое время в случае необходимости (ст. 5 ВР).

Кворум для работы и принятия решений составляет большинство от всего состава, т.е. в настоящее время 14 из 27 комиссаров (ст. 7 ВР). При этом присутствие на заседаниях – это не только право, но обязанность каждого члена Комиссии. Если в силу уважительных причин комиссар не может участвовать в заседании, он обязан проинформировать о причинах своего отсутствия Председателя (§ 3 ст. 5 ВР). В этом случае, как отмечалось выше, комиссара может заменять руководитель его кабинета.

С учетом характера функций и полномочий Комиссии процесс подготовки и принятия решений осуществляется в закрытом порядке: ““Заседания Комиссии не являются публичными. Дебаты конфиденциальны” (ст. 9 ВР).

Создание Комиссии и наделение ее широкими инициативными, надзорными, исполнительно-распорядительными и иными полномочиями вызвало к жизни практику лоббизма, а также иных неформальных методов оказания скрытого влияния. Комиссия подвергается лоббированию, главным образом, со стороны государств-членов и крупных компаний, в отношении которых она располагает широкими властными прерогативами.

Внутри Комиссии проект решения разрабатывается компетентным генеральным директоратом или службой. После согласования с другими подразделениями, в том числе с юридической службой (когда речь идет о подготовке правового акта), проект направляется ответственному комиссару или комиссарам. Последние официально вносят его на рассмотрение всей Комиссии.

Для принятия решений на заседании Комиссии необходима поддержка большинства се членов, т.е. 14 из 27 (ст. 250 ДФЕС).

Однако с учетом огромных масштабов работы по текущему управлению в практике Комиссии получили распространение и другие формы принятия решений, такие как:

  • письменная процедура. В этом случае проект, который предварительно одобрен соответствующим генеральным директоратом и, при необходимости, юридической службой, рассылается всем членам Комиссии с указанием срока для представления замечаний (ст. 12 ВР). Решение считается принятым Комиссией, если ни один из ее членов до окончания установленного срока не представил своих возражений;
  • внутреннее делегирование полномочий. Согласно внутреннему регламенту (ст. 13–15 ВР) Комиссия, при сохранении за собой полномочий по контролю, может наделять правом принимать отдельные решения комиссаров и даже генеральных директоров или подчиненных им должностных лиц (директоров, руководителей отделов).

Европейская комиссия – институт Союза, основания ответственности которого наиболее детально “прописаны” в учредительных документах. В отношении всей осуществляемой ею деятельности Комиссия подлежит как политической (А), гак и юридической (Б) ответственности. И та и другая может быть как индивидуальной, так и коллегиальной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)