Возрастные особенности обучения старшеклассников

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Обучение и воспитание детей разного возраста зависит от особенностей его природы. Чрезвычайная пластичность, обучаемость – это и есть одна из наиболее важных особенностей человеческого мозга.

Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться её переделывать и каждого ребёнка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. В практике педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов. Младенческий возраст – 0-1 год жизни. Ранний возраст – 1-2 года жизни. Дошкольный возраст – 3-6 лет. Младший школьный возраст – 7-10 лет. Средний школьный или подростковый возраст – 11-14 лет. Старший школьный юношеский возраст – 15-18 лет.

Интересно
Формирование и развитие общих свойств личности: целенаправленности, организованности, произвольности, также требует особых условий. Необходимо, чтобы дети овладели средствами организации своей деятельности. Планирование, контроль и оценка очень часто опускаются детьми. Поэтому осуществление их нужно постоянно поддерживать извне; сначала путем прямых указаний и контроля со стороны педагога, затем внешними знаками.

Формирование целенаправленности – очень сложный процесс, затрагивающий разные стороны личности ребенка. С одной стороны, необходимо учить детей соотносить выполняемые ими отдельные действия с целью, с будущим продуктом, требуемым результатом деятельности, учить менять, перестраивать действия в зависимости от изменения цели, задачи. С другой стороны, нужно не только требовать от детей получения определенного результата, доведения деятельности идо конца учета разных требований, но и особо выделять для детей полученный продукт, анализировать его с точки зрения задуманной цели, задачи, отмечать детей, которые добились лучшего результата.

В связи с развитием у подростков саморегуляции действенность прямой регламентации падает. Фактором включения становится авторитет личности учителя, если он выступает для подростка «значимым Другим» и входит в его систему референтной зависимости. Диалогическое по содержанию общение с учеником становится диалогическим по форме на основании применения учителем убеждения как основного приема воздействия. Мотив приобретения знаний, долг перед учителем отходят на второй план, так как главной особенностью подростка становится его ориентация на утверждение своей позиции среди окружающих – взрослых и товарищей.

Протест и неподчинение – вот те средства, какими подросток хочет добиться равного со взрослым положения. Если по отношению к подростку учитель продолжает применять в основном регламентирующие приемы воздействия, это приводит к возникновению смыслового барьера, психологической защиты у подростков. Точно так же частое применение убеждения в младшем школьном возрасте может привести к пустому морализированию. В старшем школьном возрасте несколько смягчаются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту.

В большинстве случаев устанавливаются ровные отношения с окружающими, взаимопонимание с учителями и родителями. Первостепенное значение приобретает фактическое осознание своей действительной жизненной позиции, своих возможностей и вместе с тем неосуществленных помыслов и стремлений. Данный возраст характеризуется нетерпимостью к назиданиям и нравоучениям, поэтому в работе со старшеклассниками учителю необходимо сочетать информирование с инструктированием, которое выступает уже не как прямое требование, а как санкционирование. Старшеклассники внутренне принимают систему педагогических санкций, если они не обижают и не оскорбляют их человеческого достоинства, как в нижеописанном случае.

Интересно
В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на их развитие.

Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Именно эти новые и объективно самые трудные учебные предметы предъявляют принципиально новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться с одиннадцати – двенадцати лет. У подростка появляется способность рассуждать.

Новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к таким, которые требуют прежде всего их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности – это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения.

Теоретическое мышление может формироваться не только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Все это – новые и важные сдвиги в развитии подростка по сравнению с младшим школьником.

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка. Установка на дословное запоминание материала – серьезный тормоз для развития речи и, в частности, для умения сформулировать и выразить мысль своими словами.

Существует тесная связь между умением подростка правильно работать над учебным материалом, развитием интеллекта и познавательных интересов. Их развитие имеет огромное значение для формирования перспективы на будущее. Однако у значительной группы подростков существует разбросанность или неопределенность в интересах, неустойчивость в профессиональных намерениях, но характер этой неустойчивости часто иной, чем у младших школьников.

Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность и отношение к знаниям могут существовать вне связи с профессиональными намерениями и касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знания.

Увлечение может иметь характер страсти, когда любимым занятиям, чтению отдается значительная часть не только свободного времени, но и времени, необходимого для подготовки уро-ков. Нередко самостоятельная деятельность подростка содержит элементы творчества, его увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс познания. При этом интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания имеют глубокий характер, обширны по объему. В подростковом периоде знания, их объем и глубина становятся существенным критерием в оценке взрослого, товарища, себя. В связи с этим у многих подростков в 7–8 классах возникает стремление повысить общий уровень культуры и приобрести знания из сферы искусства – литературы, музыки, живописи, театра.

Источником такого стремления бывает общение с товарищами, большая осведомленность которых делает общение с ними интересным и раскрывает подростку глаза на собственную необразованность. Эпизодическая, разнонаправленная, неорганизованная деятельность по самообразованию у некоторых уже в 8 классе приобретает черты, свойственные юношескому возрасту. Не у всех подростков приобретение знаний превращается в субъективно необходимую для настоящего и будущего деятельность. Несмотря на это, любознательность и любопытство – особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, как губка, впитывает он разные сведения, но преимущественная направленность любознательности может быть разной. Содержание, которое взрослые по тем или иным причинам закрывают от подростка, вызывает повышенный интерес. Запрет разжигает любопытство и активность.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, ребята не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения.

Юношеский возраст – это период развития (15-18 лет), для которого характерно:

  • сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи;
  • замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее;
  • начинается эмансипация от родителей;
  • возрастание возможности школьника в удовлетворении части материальных потребностей;
  • увеличение интеллектуального, эмоционального потенциала;
  • сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
  • значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;
  • значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;
  • формирование полной юридической дееспособности.

В старшем школьном возрасте развивается абстрактно-логическое мышление. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются. Эти особенности с необходимостью должны быть учтены при организации обучения старшеклассников. Они выступают также в качестве ориентира для учителя, работающего в основной школе, поскольку, во-первых, развитие учащихся происходит неравномерно, и многие учащиеся старших классов основной школы по своих психофизическим и социальным особенностям могут быть отнесены к юношескому возрасту, во-вторых, переход от основного образования к старшей школе должен быть постепенным.

Во многих школах в настоящее время организуется предпрофильное и профильное обучение, в основе которого лежат дифференциация и индивидуализация. Уровневая дифференциация заключается в дифференциации заданий, их индивидуализации для конкретного учащегося, учитывает работу со слабыми и одаренными в определенной области знаний детьми. Необходимым условием уровневой дифференциации является вариативность содержания и форм обучения.

В практике данное положение реализуется через:

  • использование гибких программ; при этом фиксируется общий, необходимый для изучения объем по предмету и требования для каждого уровня (высокий, средний, низкий);
  • разнообразие содержания, которое заключается в вариации учебных пособий для учащихся, в использовании дополнительной литературы;
  • вариативность форм обучения;
  • создание уровневых групп для изучения тех или иных учебных дисциплин.

Профильная дифференциация направлена на интересы и потребности учащихся. Реализуется он через различные формы обучения (кружки, факультативы, классы с углубленным изучением предметов, предпрофильное и профильное обучение, научные кружки и общества, олимпиады). Внешкольная вариативность форм обучения осуществляется через работу районных и городских кружков, кружков при вузах, организацию заочных школ при высших учебных заведениях.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Учет особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. п. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)