Понятие субъектов железнодорожного права

Участниками транспортных правоотношений являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица и государство. Физические лица в большинстве случаев выступают в качестве клиентуры транспортных организаций – пассажиров, грузоотправителей, фрахтователей и т.п. Между тем физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут выступать в роли перевозчиков, фрахтовщиков, экспедиторов и т.п.

Следует отметить, что каждый вид транспорта предполагает наличие субъектов, свойственных только ему

Государство может выступать не только в роли грузоотправителя, но и в качестве субъекта управления транспортной деятельностью. На транспорте необходимость создания общегосударственного центрального органа по строительству и эксплуатации путей сообщения существовала давно.

Так, 28 февраля 1798 года был учреждён Департамент водяных коммуникаций, к которому в 1800 году присоединили Экспедицию устроения дорог в государстве. Департамент просуществовал до 20 ноября 1809 года, когда вместо него был образовано Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения. Далее с 1865 по 2004 год железными дорогами в стране ведало Министерство (в 1917-1946 гг. – Наркомат) путей сообщения (МПС, НКПС).

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в составе Правительства РФ учреждено Министерство транспорта Российской Федерации, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему подразделений.

Подведомственные Минтранс России служба и агентства:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
  2. Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 издан ряд постановлений по вопросам компетенции каждого из названых структурных подразделений.

Так, постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 174 «Вопросы федерального агентства железнодорожного транспорта» установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Крупнейшим предприятием, осуществляющим непосредственную деятельность в сфере железнодорожных перевозок, является ОАО «Российские железные дороги». Оно создано на базе имущества МПС России в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги”».

По состоянию на 3 апреля 2018 года уставный капитал ОАО «РЖД» составляется из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Все акции принадлежат Российской Федерации. Тем же постановлением Правительства РФ утвержден и устав ОАО «РЖД», в соответствии с которым определено сокращенное фирменное наименование общества на русском языке – ОАО «РЖД», и полное фирменное наименование общества на английском языке – Joint Stock Company «Russian Railways».

Главной целью деятельности компании является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы России составляет 45%. Ежегодно в дальнем и пригородном сообщении перевозится более 1 млрд пассажиров.

Среди множества задач, стоящих перед ОАО, следует выделить следующие:

  • расширение комплекса и объема, осуществляемых компанией работ и оказываемых услуг, повышение их качества;
  • обеспечение сохранности перевозимых грузов;
  • участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является общее собрание акционеров.

Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который назначается на три года с возможностью последующего неоднократного переназначения и освобождается от должности Правительством РФ.

Коллегиальным исполнительным органом компании является правление ОАО, председателем которого является генеральный директор ОАО «РЖД». Кроме того, для обеспечения функционирования общества в структуре его управления имеется совет директоров.

В соответствии с уставом ОАО «РЖД» как в Российской Федерации, так и на территории других государств открыты филиалы и представительства ОАО. Они не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени ОАО «РЖД», которое несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Руководители филиалов и представительств назначаются президентом ОАО «РЖД» и действуют на основании доверенностей, выданных президентом компании или лицом, исполняющим его обязанности. В зависимости от выполняемых функций филиалы ОАО «РЖД» подразделяются на филиалы – железные дороги и функциональные филиалы.

Выполнение основных функций ОАО «РЖД» возложено на 16 филиалов – железных дорог: Калининградскую, Московскую, Горьковскую, Северную, Северо-Кавказскую, Юго-Восточную, Приволжскую, Куйбышевскую, Свердловскую, Южно-Уральскую, Западно Сибирскую, Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую, Дальневосточную.

Вместе с тем в настоящее время на рынке транспортных услуг действует ряд перевозочных компаний, которые представляют потребителям услуги по перевозке, создавая между собой конкуренцию. К их числу можно отнести АО «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”», ФГУП «Крымская железная дорога», ООО «Магистральная Специализированная Компания», ООО «Межрегиональная группа компаний “Магистраль”», ООО «Первая грузовая компания», ООО «Желдорсервис» и др.

Поскольку ОАО «РЖД» является основным, а в ряде регионов России – единственным способом перевозки грузов и пассажиров, структурная реформа железнодорожного транспорта носит общенациональный характер.

Интересно
Одной из главных составляющих реформы отрасли является изменение системы управления железнодорожным транспортом – отделение функций государственного регулирования от функций хозяйственного управления.

В ведении Минтранса России остается проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое регулирование работы отрасли. Тогда как функции организации хозяйственной деятельности переданы ОАО «РЖД». Постепенно в системе железнодорожного транспорта происходит разделение естественно-монопольного и конкурентного секторов.

К естественно-монопольному сектору относятся услуги, оказываемые инфраструктурой железных дорог

К конкурентному сектору – перевозки грузов и пассажиров, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных и сервисных услуг, оказываемых грузоотправителям и пассажирам. Государственное регулирование тарифов и цен на услуги должно сохраниться в монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция.

Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли должна быть реструктуризирована система управления перевозочным процессом, которая позволит обеспечить на основе современных информационных технологий единое управление на всех диспетчерских участках железных дорог.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 600 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384» было создано дочернее акционерное общество ОАО «Федеральная пассажирская компания» на базе имущества ОАО «РЖД».

Компания осуществляет:

  • перевозку пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях;
  • перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
  • обслуживание пассажиров; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Данной компании принадлежат пассажирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания, имущество пассажирского хозяйства, локомотивы, используемые для осуществления перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)