Понятие стиля и стилистическая маркировка

Стиль — сложное, многозначное понятие, используемое многими науками. В самом широком смысле — это совокупность особенностей формы какого-либо объекта. Стиль присутствует во всех видах искусства (стиль классицизма, романтизма и т. п.), говорят также о стиле одежды, стиле жизни, стиле работы, стиле поведения и даже о стиле эпохи.

Слово «стиль» происходит от греческого стилос — палочка для письма. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заостренным, им писали на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на коре деревьев; другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», стирали неудачно написанное.

Чем чаще поворачивали стиль, тем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение, которое приписывают древнегреческому поэту Горацию: «Часто перевертывай стиль» — то есть чаще исправляй, совершенствуй написанное.

В общение люди вступают с разными целями, происходит общение в разных условиях, с разными людьми. Для того чтобы общение было успешным, необходимо принимать во внимание все эти факторы и использовать для каждого случая коммуникации подходящие, целесообразные речевые средства, то есть строить свою речь в том или ином стиле.

Термин «стиль» имеет различную трактовку.

Во-первых, он может быть соотнесен с речевой манерой личности, отдельного конкретного человека, разновидностью национального языка в его индивидуально присвоенном, творчески преломленном речевом виде. Проявляется эта речевая манера во всех сферах деятельности и при разных речевых намерениях индивида, но в первую очередь — в сфере языкового творчества. Чаще изучается индивидуальный стиль как язык писателя (язык Пушкина, стилистическая манера Толстого), но своеобразие речи характерно для каждого человека, хотя и в меньшей степени.

Во-вторых, под словом «стиль» понимают разновидности средств национального языка, которые традиционно закреплены за наиболее общими сферами социальной жизни, объективно отражают в себе историю развития языка и даже социальный статус того или иного способа речевого общения, связаны с массовым составом носителей языка. То есть речь идет о закрепленных в языке объективных возможностях создавать разные типы речевых коммуникаций в зависимости от условий и целей общения.

Из этого определения мы видим, что оценка и классификация стилей речи может быть проведена по разным основаниям.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов, кроме своих достижений в естественных науках, занимался также упорядочением лингвистических знаний о русском языке, положил начало созданию русской научной грамматики,  основ русской риторики и поэтики.

Опираясь на «Теорию трех штилей» Ломоносова, в русской речи выделяют:

  • высокий, или книжный стиль: его отличает торжественность, значимость речи, в нем часто используются устаревшие слова, церковнославянская лексика, и сам этот стиль восходит к общеславянскому литературному языку средневековья — церковнославянскому языку. Высокий стиль используется в художественной и публицистической речи и имеет целью эмоциональное влияние на слушающего;
  • нейтральный стиль: он не связан с определенной сферой деятельности, целью и особенностями общения, может использоваться в любой речевой ситуации;
  • сниженный, или разговорный: этот стиль обслуживает прежде всего бытовое неформальное общение, им активно владеют практически все члены общества.

В соответствии с этими тремя стилями каждое слово в языке имеет стилистическую маркировку: высокую (книжную), нейтральную или сниженную (разговорную). Эта маркировка не зависит от воли или желания конкретного говорящего, и ее легко определить, потому что она фиксируется в словарях. Слова с книжной или сниженной маркировкой имеют в словаре помету книжн. или разг. соответственно. Если у слова нет такой пометы, оно имеет нейтральную стилистическую маркировку.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Литературный язык, обслуживая все сферы коммуникации, вырабатывает наиболее целесообразные для каждого вида коммуникации языковые средства.

Функциональные стили — наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресности, содержания и условий речевого общения.

Как разновидности литературного языка функциональные стили ориентированы на нормы и стандарты.

Стили поддерживаются традицией. В традиционности стилей можно выделить объективную и субъективную составляющие. Объективно стиль существует, потому что общество, говорящее на данном языке, выработало такие способы общения, которые являются наиболее удобными для передачи информации данного типа. С другой стороны, человек как субъект языка требует от других соблюдения традиции, следования стилистическим нормам.

Интересно
С преподавателем в учебной аудитории или даже в коридоре университета студенту нельзя разговаривать так, как он разговаривает дома с родителями, а употребление в речи с другом сдержанного официально-делового тона и лексики является средством выразить обиду и охлаждение дружеских чувств.

Итак, наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, на учебном занятии) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, бытовые домашние диалоги). В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Функциональный стиль — это разновидность национального языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств и правил их употребления, которые регулярно используются в той или иной сфере человеческой деятельности.

Большинство современных исследователей считает, что стили в языке выделяются на основе совокупности факторов:

  • цели речевого произведения;
  • его темы и жанра;
  • ситуации общения или сферы функционирования;
  • индивидуальности говорящего или пишущего.

Проще говоря, выбор стиля речи зависит от того, с кем, о чем и зачем человек говорит

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)