Понятие региона

Содержательное определение предметной области регионоведения зависит в первую очередь от интерпретации самого понятия «регион». В современной учебной и научной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво.

В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают административно-территориальные образования. В широком — территориальные образования, свободные от административных привязок.

В этом смысле понятие «регион» может означать природноклиматическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социальноэкономических, национально-культурных и иных условий.

Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору.

Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты.

В географии регион — это определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли.

В экономике регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

В культурологии регион определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития.

Интересно
В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением. 

В политологии «регион» — это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однороднымиприродными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями.

В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами.

При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа).

В теории государственного управления дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами.

В рамках доктрины европейского интегрального федерализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем.

В Указе Президента РФ “Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации” под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

В современной научной литературе различают понятия «регион» и «район». Основное отличие видят в степени системной интеграции. Район — это геотерритория, характеризующаяся системной взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью. Причем эта целостность представляет собой объективное условие и закономерный результат развития данной территории.

По мнению некоторых специалистов, использование понятия «система» по отношении к региону требует определенной осторожности.

Так, даже несомненные связи между элементами территориальных образований (например, весьма жесткие пространственные связи между природными ресурсами и эксплуатирующими их предприятиями) часто определяются лишь естественной экономической нецелесообразностью или даже невозможностью их расчленения (нельзя, например, территориально отделить месторождение руды и ее добычу).

Во многих случаях эти связи, напротив, имеют искусственный, субъективный, случайный характер; подтверждением этого могут служить, например, новейшие искусственные системы расселения в зоне Байкало-Амурской магистрали. Поэтому регион является столь же «целостным», сколько и «конгломератным» территориальным образованием.

Интересно
Специалисты отмечают при этом то обстоятельство, что по мере перехода от макро- к микрорегиональному уровню воздействие многих системообразующих факторов на «целостность» территориальных образований стремительно убывает.

Чем меньше занимаемое ими пространство, тем более открытым (в системном смысле) становятся эти образования в хозяйственном, экологическом и других отношениях.

Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать регионы как своеобразные территориальные типы системно-конгломератных структур, для которых «системность» и «целостность» следует преимущественно рассматривать как идеальное состояние.

Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство полисемии. Его содержание зависит от того, какой конкретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой.

В настоящее время в России формируется новая научная дисциплина — регионалистика, быстрое развитие которой — это своего рода реакция на «социальный заказ», возникший под воздействием таких факторов, как:

  • формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации-, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни;
  • появление регионального лоббизма в федеральных органах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональной жизни и т.д.;
  • необходимость поддержания политико-экономического единства страны;
  • необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России;
  • рост этнокультурных потребностей населения;
  • расширение комплекса внешних связей регионов.

Происходящая трансформация социально-экономических отношений в России привела к значительным и вместе с тем противоречивым изменениям в ее регионах.

Сложность и неоднозначность процессов реализации реформ на местах, проявление таких негативных тенденций, как нарушение пространственных связей, нарастание центробежных сил, автаркии в сепаратизма, обусловили усиление различий в характере протекания самих преобразований, в их социальных результатах для конкретных регионов и необходимость их изучения.

В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рамках смежных дисциплин.

Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионалистики в качестве самостоятельной научной дисциплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из различных научных дисциплин, и пытающейся сформулировать свой собственный предмет исследования.

По мнению авторов «Политической энциклопедии», предметом регионалистики является «регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая величина».

Такое представление о предмете регионалистики как научной дисциплины задает общие контуры предметной области регионоведения как учебной дисциплины. Однако конкретное содержание этой учебной дисциплины будет определяться в первую очередь тем, как трактуется само понятие «регион».

Очевидно, что в зависимости от методологических подходов оправдано то или иное толкование понятия «регион» и, соответственно, разное представление о содержании учебного курса регионоведения.

В нашем учебном пособии понятие «регион» употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социально-политическом и экономическом отношениях.

В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.

Интересно
С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропорциональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала.

Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутрирегиональных хозяйственных диспропорций, наличие способности в условиях социальной и политической стабильности осуществлять в региональных пределахрасширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации.

В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственной власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции.

Использование в учебном пособии понятия «регион» в такой интерпретации обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с точки зрения комплексного системного управления обществом, главная роль в региональной его организации принадлежит административно-территориальным государственным образованиям, наиболее адекватно воспроизводящим структуру общества и самой территориальной системы в целом.

Эти образования имеют собственную региональную политическую систему, основные институты государственной власти и управления региональными процессами. Во-вторых, такой акцент в определении понятия «регион» обусловлен российским менталитетом, для которого характерна пониженная реакция на географическое, экономическое и культурное пространство (так называемая «аспатильность» — «равнодушие к месту и границам»).

В российском менталитете именно государственность рассматривается как основной фактор интеграции, задающий единое нормативноценностное пространство и определяющий пределы самоорганизации россиянами своей жизни в этом пространстве.

Поэтому принципиально важно осознавать, что регион как субъект Российской Федерации имеет политико-правовое и ценностное измерения, которые способны трансформировать Любые объективные региональные характеристики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)