Понятие об акцентуациях

Профессор Берлинского университета К. Леонгард ввел понятие об акцентуированных личностях с учетом акцента (преувеличения, отклонения от нормы) как черт характера, выражающихся в особенностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темперамента, влияющего на темп и глубину эмоциональных реакций, на реактивные качества личности, в частности, на темп и глубину эмоциональных проявлений.

Заострение некоторых особенностей характера, которые в подростковом возрасте в силу своей непосредственности подростки не стремятся сгладить и затушевать, может проявляться в виде так называемой акцентуации характера. С повзрослением черты акцентуаций сглаживаются, что дало основание А.Е. Личко говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера”. Некоторые авторы, например, К. Леонгард (1968) вместо термина “акцентуации характера” пользуется термином “акцентуированная личность”. Однако, применительно к юношам и подросткам с еще не сложившейся личностью, целесообразнее пользоваться первым термином. Кроме того, как указывает специалист в этой области, профессор В.Ф. Матвеев, “когда используется термин акцентуированная личность, то
нередко подразумевается болезненная, малообратимая личностная деформация, в то время как особенности характера при акцентуациях имеют тенденцию к сглаживанию с повзрослением, проявляются непостоянно и лишь при некоторых сложных ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях”.

В рассказах М. Горького немало интересных зарисовок акцентуированных личностей, так, например, в рассказе “Люди наедине с собою” М. Горький пишет: “… Наблюдая, как ведет себя человек наедине с собою, я вижу его “безумным” – не находя другого слова.

Впервые я заметил это, еще будучи подростком, клоун Рондаль, англичанин, проходя пустынным коридором цирка мимо зеркала, снял цилиндр и почтительно поклонился своему отражению. В коридоре не было ни души, я сидел в баке для воды над головой Рондаля, он не мог видеть меня, да и я не слышал его шагов, я случайно высунул голову из бака как раз в тот момент, когда клоун раскланивался сам с собой. Потом я сообразил, клоун – да еще и англичанин – человек, ремесло или искусство которого – эксцентризм…

Но я видел как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался – совершенно безуспешно – надеть его на голову вместе со шляпой. И я видел, что неудача раздражает ловца
солнечных лучей, – лицо его становилось еще более сердитым. Он кончил тем, что, уныло хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову, раздраженно отпихнул ногою собаку Тузика, прищурив глаза, искоса взглянул в небо и пошел к дому… Он же долго и старательно пытался засунуть толстый красный карандаш в горлышко крошечной аптекарской склянки. Это было явное стремление делать вое солидно, с упрямой настойчивостью экспериментатора.

Л.Н. Толстой тихонько спрашивал ящерицу:

– Хорошо тебе, а? Она грелась на камне в кустах по дороге в Дюльбер, а он стоял пред нею, засунув за ремень пояса пальцы рук и, осторожно оглянувшись вокруг, большой человек мира сего со- знался ящерице:
– А мне – нехорошо.

Профессор М.М. Тихвинский, химик, сидя у меня в столовой, спрашивал свое отражение в медном подносе:

– Что, брат, живешь? Отражение не ответило. Он вздохнул глубоко и начал тщательно, ладонью, стирать его, хмурясь, неприятно шевеля носом, похожим на зародыш хобота.

… А.А. Блок, стоя на лестнице во “Всемирной литературе”, писал что-то карандашом на полях книги и вдруг, прижавшись к перилам, почтительно уступил дорогу кому-то, незримому для меня. Я стоял наверху, на площадке, и когда Блок, провожая улыбающимся взглядом того, кто прошел наверх по лестнице, встретился с моими, должно быть, удивленными глазами, он уронил карандаш, согнулся, поднимая его, и спросил: – Я опоздал?”

В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуацииявная и скрытая.

Явная акцентуация – это крайний вариант нормы с удовлетворительной адаптацией, с временными нарушениями и отклонениями в поведении, но с постоянной выраженностью заостренных черт характера.

Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы со слабо выраженными заостренными чертами, проявляющимися лишь при чрезмерных психотравмирующих ситуациях.

Акцентуации характера занимают промежуточное положение между здоровыми и страдающими психопатией.

Психопатии отличаются от акцентуаций. Критериями отграничения при постановке диагноза психопатии являются тотальность, всеобщность и относительная устойчивость (стабильность) аномальных черт характера, продолжительные нарушения социальной адаптации, склонность к неизбирательной декомпенсации в любых психотравматирующих условиях, к фиксации патологического стереотипа поведения, выходящего за рамки возможного в соответствующей микросоциальной среде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)