Понятие об общей и специальной психологии

Предметом психологии как науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления человеческой психики. Психология (от греческих слов ‘психе” – душа, “логос” – слово, учение) изучает психические процессы и состояния, а также психические свойства личности как биосоциального явления и как сознательного субъекта общественного развития.

Психические процессы по сравнению, например, о психическими состояниями более кратковременны и представляют собой начальные стадии познавательных процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, представления, эмоции, чувства, внимание, воображение, память, воля, мышление и речь, сознание. С психическими процессами тесно связаны психические состояния, более длительные по времени и более сложные, нежели элементарные познавательные процессы. Состояние бодрости и работоспособности, например, может продолжаться днями или неделями, в отличие от психических процессов, ограничивающихся долями секунд или минутами. Более продолжительными являются психические свойства личности, присущие ей на протяжении почти всей жизни. Это интересы личности, ее убеждения, знания, навыки, умения, темперамент, способности и характер.

Общая психология изучает общие закономерности психики и на ее данные опираются частные психологические науки (т.н. специальная психология).

Например, психология труда – это учение о психологичесх киособенностях различных видов трудовой деятельности человека. Психология творческого труда изучает совокупность психических явлений в процессе творчества, включающих как конкретные условия > фазы творческого процесса, так и психологические особенности личности художника-творца.

Предметом социальной психологии является изучение психологических закономерностей групп, коллективов, межличностных отношений, общения и ряда массовидных явлений. Особое значение имеет взаимосвязь социальной и личностной психологии с психологией труда для практического применения научных методов управле ния производственными коллективами.

Частью общей психологии является также педагогическая психология, исследующая психологические закономерности проблем воспитания и обучения.

Все разделы и отрасли психологической науки связаны между собой прежде всего психологией личности, проблема которой всегда находилась в центре научных и практических интересов психологии. Интересующий нас раздел медицинской психологии, содержание и задачи которой будут описаны далее, тоже связан с указанными отраслями частной (специальной) психологии. Так, при изучении психологических особенностей различных видов труда обращается внимание на виды трудовой деятельности человека, сопровождающиеся эмоциональной напряженностью, “синдромом монотони“, ведущим к снижению работоспособности и нарушению здоровья. Это же касается некоторых видов педагогической психологии, включающей сегодня и практику интенсивных методов, сопровождающихся эмоциональной напряженностью и некоторыми донозологическими (субклиническими) расстройствами. При изложении раздела социальной психологии обращается внимание на специфику взаимоотношений врача и больного и на особенности психодогического климата лечебно-профилактических учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)