Понятие менеджера

В западных странах менеджером является управляющий, который:

  • занимает постоянную должность;
  • наделен полномочиями и несет ответственность за принятие решений по конкретным направлениям деятельности;
  • организует те или иные работы в пределах определенного количества сотрудников, подчиненных ему;
  • имеет специальную профессиональную подготовку, знания и умения в области менеджмента;
  • обладает необходимыми личными качествами, способностями работать с людьми.

Несмотря на частое употребление английского термина «менеджер», можно встретить использование таких определений, как «управленец», «управляющий компании», «управляющий», «председатель правления» «руководитель высшего уровня», «генеральный директор», «исполнительный директор», «руководитель подразделения» и т.п., поскольку пока не сложилась традиция однозначного обозначения социального слоя, которая сформировала бы достаточно устойчивый и особый сегмент наемных работников на рынке труда.

Именно менеджер, обладающий реальной властью – влияет на трудовой коллектив, а через него на результаты функционирования самого объекта управления. Он подбирает, расставляет и использует персонал по своему разумению. Высокопрофессиональный менеджер окружает себя квалифицированными, знающими дело коллегами, а слабый – еще слабее подчиненными. И как результат – первый менеджер ведет организацию к процветанию, а второй со своим персоналом – к убыточности.

Знающий свое дело менеджер четко формулирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям, предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения проблем в каждой конкретной ситуации.

Среди ролей менеджеров всех уровней весомой является роль руководителя. Руководитель наделен необходимыми полномочиями для принятия решений, и несет всю ответственность за результаты работы коллектива. Он определяет подготовку управленческих решений, принимает, организует и контролирует их выполнение. Работа руководителя является не только ответственной и сложной в системе управления организацией, но и творческой.

Интересно
В то же время отметим, что в литературе, особенно популярной, прессе, на радио и телевидении термин «менеджмент» используется не всегда корректно. Так, часто используется выражение – «на предприятии освободили весь менеджмент», т.е. руководителей предприятия или аппарат управления.

С другой стороны, можно услышать (прочитать), что «отдельный государственный служащий (чиновник) является эффективным (неэффективным) государственным менеджером». В таких высказываниях отражено непонимание сущности менеджмента, поскольку последний имеет место только на микроуровне (предприятия, общества, объединения и т.п.).

Работа менеджеров направлена, прежде всего, на обеспечение деятельности на рынке, получение предприятием прибыли, привлечение инвестиций, уменьшение расходов и т.п. Все управленческие роли менеджера взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, создавая синергетический эффект – дополнительный результат, полученный от тесного слаженного взаимодействия отдельных элементов системы.

Для успешного выполнения менеджерских функций каждый менеджер должен обладать определенным багажом знаний и навыков.

В наиболее обобщенном виде можно сформулировать следующие квалификационные требования к менеджерам:

  • концептуальная квалификация;
  • квалифицированные человеческие отношения;
  • деловая квалификация;
  • профессиональная квалификация.

Чрезвычайно важным является профессионализм менеджера – это главное для руководителя, также полученное образование, постоянное пополнение знаний, жизненный опыт, готовность к нововведениям.

Менеджер (англ. manager < manage – управлять) – наемный управляющий, специалист по менеджменту.

На сегодняшний день применительно к менеджеру используется такое понятие, как «креативный предприниматель». Современное понятие «креативная экономика» впервые было упомянуто в журнале «Business Week» в августе 2000 года. Позже в рамках конференции ООН по торговле и развитию, было закреплено определение креативной экономики, в основе которой лежат креативные активы, за счет которых происходит экономический рост и развитие.

Одним из основополагающих в рассматриваемой области считается исследование J. Howkins, который в своей книге говорит о становлении и развитии креативного сектора в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. В трудах американского экономиста и социолога, R. Florida, и британского урбаниста, C. Landry, креативность также рассматривается в первую очередь как атрибут успешного развития новой экономики.

Опираясь на изложенные в работах вышеперечисленных авторов тезисы, можно сделать вывод, что креативную экономику можно рассматривать как развивающуюся концепцию, как систему, состоящую из креативного города, креативного класса и креативных индустрий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)