Понятие культуры организации

Одним из сложнейших феноменов современного менеджмента, имеющим значительное влияние как на многие организационные явления, так и на создание и поддержание эффективности организации, является организационная культура.

Существование организационной культуры определяется контекстом функционирования организации, зависит от ее особенностей, структуры, содержания.

Осуществляя управленческую деятельность, постоянно сталкиваясь с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации, руководители убеждаются, что не все организационные явления зависят от административно-директивных действий.

Некоторые организационные явления не прекращают своего функционирования даже после издания соответствующего приказа и распоряжения. Данное обстоятельство приводит руководителей к осознанию того факта, что управленческая деятельность в настоящее время становится многократно эффективнее, если объектом управления являются не просто сотрудники, а организационная культура.

Именно организационная культура в значительной мере не только обеспечивает жизненный потенциал деятельности организации, но и, в свою очередь, является таковым.

Именно организационная культура представляет собой то, ради чего люди стали членами организации; то, на основе каких норм и ценностей строятся отношения между ними; то, какие «можно» и «нельзя» при выполнении работ используются в деятельности организации; то, чем одна организация отличается от других.

При этом организационная культура влияет на уменьшение степени неопределенности, поддерживает организованный порядок, обеспечивает организационную идентичность (за счет принятия ключевых ценностей), формирует лояльность и приверженность организации, т. е. является одним из определяющих факторов долгосрочного успеха и процветания организации.

Большинство исследователей организационной культуры сходятся во мнении, что управление культурой — это процесс. При этом наибольшую актуальность управление культурой приобретает в период проведения изменений в организации. Данное обстоятельство указывает, что организационная культура является одной из важнейших составляющих процесса управления, одновременно являясь и объектом управления.

Интересно
Организационная культура — это феномен, находящийся на стыке междисциплинарных исследований, производимых в социологии, социальной и организационной психологии, культурологии, менеджменте. Именно интегративная сущность данного явления, с одной стороны, а с другой — многоаспектное влияние на управление организацией создают сложности исследовательского плана при ее рассмотрении.

Понятие «организационная культура» введено в психологию для изучения явлений, происходящих в социальной группе, и вбирает в себя содержание и смысл общего понятия «культура».

Понятие не имеет универсального определения. На его формулировку повлияли уровень обобщения явлений, лежащих в основе феномена, аспекты изучения и применения понятия, особенности вкладываемого в него содержания.

Исследователями предложено довольно значительное количество определений организационной культуры, причем трактовка этого феномена у разных авторов существенно отличается.

Среди многообразия определений наиболее содержательными, на наш взгляд, являются следующие:

  • организационная культура — набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий; эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения;
  • организационная культура — социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху;
  • организационная культура — это совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают рамки поведения сотрудников, согласующиеся со стратегией организации, и соединяет векторы ценностей — руководство, персонал и организация в целом.

Проведенный анализ существующих определений организационной культуры позволяет разделить их на те, которые характеризуют организационную культуру как метафору, и те, которые утверждают, что организационная культура — это реально существующий объективно-субъективный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить тех, кто считает, что культура организации — это и есть сама организация с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила.

Организационная культура рассматривается как специфическая форма существования взаимосвязанной системы, включающей в себя иерархию ценностей, доминирующую среди сотрудников организации, и совокупность способов их реализации, преобладающих в коллективе предприятия на определенном этапе его развития.

Наиболее авторитетным специалистом по проблемам, связанным с организационной культурой, считается Э. Шейн.

Интересно
Он определяет организационную культуру или культуру группы как паттерн (образец, схему, форму) «коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения перечисленных проблем».

Взаимовлияние и соотношение базовых ценностей организации, ценностей руководства организации и индивидуальных ценностей сотрудников определяют характер организационной культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)