Понятие культуры организации
Одним из сложнейших феноменов современного менеджмента, имеющим значительное влияние как на многие организационные явления, так и на создание и поддержание эффективности организации, является организационная культура.
Осуществляя управленческую деятельность, постоянно сталкиваясь с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации, руководители убеждаются, что не все организационные явления зависят от административно-директивных действий.
Некоторые организационные явления не прекращают своего функционирования даже после издания соответствующего приказа и распоряжения. Данное обстоятельство приводит руководителей к осознанию того факта, что управленческая деятельность в настоящее время становится многократно эффективнее, если объектом управления являются не просто сотрудники, а организационная культура.
Именно организационная культура представляет собой то, ради чего люди стали членами организации; то, на основе каких норм и ценностей строятся отношения между ними; то, какие «можно» и «нельзя» при выполнении работ используются в деятельности организации; то, чем одна организация отличается от других.
Большинство исследователей организационной культуры сходятся во мнении, что управление культурой — это процесс. При этом наибольшую актуальность управление культурой приобретает в период проведения изменений в организации. Данное обстоятельство указывает, что организационная культура является одной из важнейших составляющих процесса управления, одновременно являясь и объектом управления.
Понятие «организационная культура» введено в психологию для изучения явлений, происходящих в социальной группе, и вбирает в себя содержание и смысл общего понятия «культура».
Исследователями предложено довольно значительное количество определений организационной культуры, причем трактовка этого феномена у разных авторов существенно отличается.
Среди многообразия определений наиболее содержательными, на наш взгляд, являются следующие:
- организационная культура — набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий; эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения;
- организационная культура — социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху;
- организационная культура — это совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают рамки поведения сотрудников, согласующиеся со стратегией организации, и соединяет векторы ценностей — руководство, персонал и организация в целом.
Проведенный анализ существующих определений организационной культуры позволяет разделить их на те, которые характеризуют организационную культуру как метафору, и те, которые утверждают, что организационная культура — это реально существующий объективно-субъективный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить тех, кто считает, что культура организации — это и есть сама организация с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила.
Наиболее авторитетным специалистом по проблемам, связанным с организационной культурой, считается Э. Шейн.
Взаимовлияние и соотношение базовых ценностей организации, ценностей руководства организации и индивидуальных ценностей сотрудников определяют характер организационной культуры.
- Соответствующая программа сотрудника
- Управление карьерой
- Кадровая политика по мнению В.П. Чемекова
- Этапы карьерного развития по В.А. Чикеру
- Этапы карьеры по И.П. Лотовой
- Этапы и развитие профессиональной карьеры
- Разновидности карьер
- Определение понятия карьеры
- Методы повышения эффективности управленческих решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу