Понятие культуры и классификация подходов

Науке о культуре пришлось проделать долгий путь, ведущий к созданию адекватного концепта культуры. Первая попытка определения культуры принадлежит Э.Б. Тайлору (1832–1917), который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Это определение стало самым распространенным в мире и продолжает оставаться таковым, несмотря на то, что появились сотни других, которые исходят из той или иной доминанты смысла самого слова «культура».

В современных представлениях выделяют четыре основных аспекта культуры:

  • абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
  • обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; в этом смысле слово «культура» совпадает с одним из значений слова «цивилизация»;
  • абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, историческому периоду;
  • абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего, художественной деятельности (именно этот смысл слова «культура» наиболее распространен среди широкой публики).

Первое серьезное обобщение определений культуры было сделано в работе американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций».

В ней обозначены следующие основные типы определений культуры:

  • описательные определения, в которых перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;
  • исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;
  • нормативные определения, подчеркивающие роль ценностей и норм;
  • психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде, научения;
  • структурные определения, акцентирующие внимание на структуре культуры;
  • генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.

По подсчетам авторов работы, с 1871 по 1919 г. было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 г. — больше полутора сотен, и еще свыше сотни ее описаний. Нет нужды считать определения теперь. Ясно лишь то, что в понятии культуры содержится что-то настолько важное, что оно становится все более востребованным. Чем объяснить большое число и разнообразие подходов к культуре? Обозначим четыре причины.

То, как определяется культура, зависит:

  • от дисциплины, в рамках которой исследуются культурные факты, явления или процессы;
  • интеллектуальной традиции, сформировавшейся в той или иной стране, научной школы, к которой принадлежит конкретный ученый;
  • конкретных задач, которые ставит перед собой исследователь;
  • наличия/отсутствия идеологического диктата.

Выделяют следующие концептуальные подходы к осмыслению культуры:

  • цивилизационный (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби);
  • эволюционистский (Э. Тайлор, Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм);
  • функционально-этнографический (Б. Малиновский);
  • психолого-этнографический (М. Мид, Р. Бенедикт);
  • психоаналитический (З. Фрейд, К.Г. Юнг);
  • ценностно-нормативный, или аксиологический (А.Р. Рэдклиф-Браун, П. Сорокин);
  • структурно-функциональный (В.Я. Пропп, К. Леви-Строс);
  • семиотический (Ю.М. Лотман, Э. Кассирер, Вяч. Вс. Иванов);
  • деятельностный (Э.С. Маркарян, Э. Соловьев).

Деятельностный подход получил убедительное обоснование в концепции В.С. Степина, который определяет культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях».

Собственно культурологический подход отличают интегративность, междисциплинарность, исследование культуры как единой системы и особого класса явлений.

Так или иначе, попытки определения культуры выстраиваются вокруг универсалий, т. е. основ понимания мира и места человека в нем. В культурных универсалиях аккумулируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции. Набор универсалий достаточно стабилен, так как он определяется универсальной физической природой человека, универсальными биологическими потребностями, общими проблемами, возникающими у человека в процессе жизни.

Что же касается специфики культур, определяющейся этническими, национальными их особенностями, то в этих культурах проявляются своеобразные инварианты культурных универсалий. Но внутренне они восходят к некоторому абстрактному, общему содержанию, отражающему глубинные структуры человеческого сознания.

Итак, культурология стремится не просто к описанию «совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства. История культурологии — это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание — это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)