Понятие корпоративного управления

Категория «управление» в течение длительного времени оставалась предметом изучения философии, экономики, психологии, кибернетики. Ее изучали и представители юридической науки, преимущественно специализирующиеся в области публично-правовых отраслей права (конституционного, административного и пр.). Только с возникновением в Российской Федерации корпоративного права управление стало предметом частноправового регулирования.

В современной философской доктрине «управление – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности».

Или более емко:

«Управление представляет собой воздействие на управляемую систему». 

Управление, исходя из преобладающего в настоящий момент системного подхода, в общем смысле следует понимать как процесс организации такого целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом и имеющего определенное целеполагание.

Рассмотрим различные подходы к определению понятия «корпоративное управление». Так, ученые-юристы в своих определениях корпоративного управления объединяют два значения этого понятия – систему фактических взаимоотношений и совокупность юридических правил.

Например, В.В. Долинская понимает корпоративное управление как «урегулированную нормами права систему организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы инвесторов, и в первую очередь акционеров».

В свою очередь, Н.Н. Пахомова рассматривает корпоративное управление в его функциональном значении как форму реализации отношений корпоративной собственности.

С.Д. Могилевский, опираясь на данные различных отраслей современной науки, заключает:

«Осуществляемое хозяйственным обществом корпоративное управление, будучи разновидностью социального управления, представляет собой непрерывное и целенаправленное упорядочивающее воздействие на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности хозяйственного общества (лица, уполномоченные на то законом и учредительными документами), в круг корпоративных интересов (участники, члены органов управления) или связанных трудовыми отношениями (работники и должностные лица). Это воздействие реализуется через формируемые между этими лицами управленческие отношения субъекта и объекта корпоративного управления». 

Корпоративное управление признают организационной моделью, призванной, с одной стороны, регулировать отношения между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а с другой – согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым эффективное функционирование компаний.

Корпоративное управление – это совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций.

Корпоративное управление в узком смысле, как управление акциями, следует отличать от управления производством, организации производства и от непосредственной производственной деятельности (технологии производства). Управление производственно-хозяйственной деятельностью корпораций, включая инвестиционную, технологическую, кадровую, сбытовую получило наименование менеджмент (англ. management).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)