Понятие корпоративная культура

Корпоративная культура – это элемент внутренней фирмы, совокупность основных ценностей, норм, традиций и стандартов поведения, которые разделяются всеми людьми в фирме и определяют приемлемое и неприемлемое поведение в фирме.

При анализе исследований корпоративной культуры выделяют следующие уровни:

  • видимый (внешний) включает все видимые элементы (например, архитектура, оборудование, внешний вид персонала, лозунги и т. д.);
  • глубинный (невидимый) уровень вызывает трудности при исследовании. К нему относят ценности и нормы, которые можно определить только по поведению сотрудников.

В современных фирмах корпоративная культура призвана выполнять следующие функции:

  • создание имиджа фирмы, что делает ее не похожей на другие;
  • формирование сплоченности персонала, воспитание чувства общности, единства, уважения и взаимной поддержки;
  • усиление социальной стабильности в фирме;
  • вовлечение работников в дела фирмы;
  • формирование норм и образцов поведения, которые приемлимы конкретно для данной фирмы.

Выделяют десять элементов корпоративной культуры, которые позволяют проанализировать ее:

  1. Осознание работниками себя и своей роли. В разных фирмах по-разному относятся к персоналу. В одних – руководители всячески подчеркивают значимость сотрудника, относятся к нему, как к профессионалу, ценному работнику, коллеге, который обладает богатым творческим потенциалом и знаниями. В других же, наоборот, работник – средство достижения цели, исполнитель распоряжений руководителя.
  2. Наличие коммуникационной системы, то есть использование устных и письменных средств общения, существование как вертикальных (руководитель – подчиненный), так и горизонтальных (коммуникации между сотрудниками, подразделениями фирмы) коммуникационных связей.
  3. Внешний вид персонала: деловой стиль, спецодежда, униформа, косметика и др. Каждый сотрудник в соответствии с этим обязан выглядеть именно так, как это позволяют сложившиеся в фирме нормы.
  4. Фирма питания: есть ли на предприятии буфет, какова продолжительность обеденного перерыва.
  5. Использование времени, то есть каков распорядок рабочего дня, на сколько можно опоздать, можно ли делать перерывы в работе.
  6. Отношения между рабочими, охарактеризованные по полу, возрасту, статусу. Также сюда относят степень конфликтности и формализации отношений.
  7. Ценности и нормы, относительно которых строится внутренняя среда (стандарты поведения, корпоративные вечеринки и др.).
  8. Вера во что-то, например в руководство, успех, справедливость, собственные силы.
  9. Развитие работника подразумевает наличие в фирме системы профориентации, управления карьерой работника и повышения квалификации.
  10. Трудовая этика: проектирование работы, содержание рабочего места, качество работы и система вознаграждения.

На основании вышеперечисленных элементов культуры можно судить о структуре самой фирмы в целом, ее порядке, традициях и нормах, а также о принципах деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)