Понятие инновационного процесса и его сущность

Для инновации в равной мере важны все три её свойства: научно-техническая новизна,  производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию,  которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Этот процесс не прерывается после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребителю свойства. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – Ос – ПП – М – Сб,

где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; Ос – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность всё больше заменяется навыками, опытом и стандартными приёмами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить теоретические исследования, которые не связаны непосредственно с решением конкретных прикладных задач, и прикладные исследования.

Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ – Р – ПР и т.д. Примерно 90 % тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования,  направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

Прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований, новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств,  новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введённых в действие. Они могут быть связаны с разработкой определённой конструкции инженерного объекта, технологических процессов, созданием опытных образцов, проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта.

В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы: Проектирование (Пр), Строительство (С), Освоение (Ос) и Промышленное Производство (ПП). Фазы (М – Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учётом этого строит свою инновационную деятельность.

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществлённой технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Таким образом, инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны следующие стадии.

  1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)