Первоочередные процессные инновации

«Классическими» процессными инновациями в управлении считаются те новшества в процессах функционирования предприятия, которые способны привести к скорейшим результатам в финансовом оздоровлении фирмы.

Такими процессными нововведениями, как правило, являются усовершенствования, не затрагивающие выпускаемого предприятием продукта (т.е. не обязательно подразумевающие одновременное внедрение продуктовых инноваций). Кроме того, конечно, это инновации, не требующие каких-либо значительных стартовых инвестиций и времени для их реализации.

Инновации, вносимые в технологические процессы выпуска продукта, не отвечают указанным критериям. Они – за исключением мелких рационализаторских предложений и мероприятий по укреплению технологической дисциплины в расходе покупных ресурсов – требуют и более серьёзных капиталовложений, и большего времени.

Технологические процессные новшества, конечно, ориентированы на конкретный выпускаемый продукт, который в свою очередь может оказаться предметом обновления или радикальной смены. Поэтому нововведения в технологические процессы производства продукта обычно не относят к категории первоочередных процессных инноваций.

Тем не менее сравнительно более капиталоёмкие процессные технологические инновации тоже могут оказаться вполне реалистичными для управления (как по доступному финансированию, так и по срокам окупаемости) и также ниже рассматриваются в настоящем модуле.

В качестве же первоочередных процессных инноваций обычно выступают:

  • мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных, не зависящих или слабо зависящих, в пределах данного интервала объёма выпуска и продаж, от объёма выпуска продукта) операционных расходов предприятия;
  • неотложные новшества в управлении персоналом фирмы;
  • нововведения в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками).

Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов важны потому, что от уровня указанных расходов в наибольшей степени зависят прибыли предприятия и остающиеся у него на счёте средства.

При сокращении этих издержек особого внимания заслуживает рассмотрение возможности неотложного сокращения административно-управленческих расходов. На сравнительно крупных и ранее финансово благополучных предприятиях именно они, как правило, являются завышенными. Более подробно вопросы, связанные с сокращением этих расходов, будут проанализированы в связи с инновациями в управлении персоналом фирмы.

Наиболее «тонкая» проблема в комплексе задач по уменьшению постоянных (условно-постоянных) расходов предприятия – это проблема нефункционирующих (избыточных) активов и издержек по их содержанию.

Дело в том, что некоторые активы фирмы и издержки по их эксплуатации или оплате могут быть ошибочно отнесены к категории тех, которые следует сократить. В действительности же такие активы, как это способно выясниться при анализе целесообразности освоения новых продуктов, вполне в состоянии оказаться необходимыми для освоения выгодных продуктовых новшеств. Следовательно, подобные активы и расходы по их содержанию ни в коем случае не должны быть объектом сокращения. То же касается и персонала, который обслуживает указанные активы и является сам по себе (точнее – его опыт, знания, ноу-хау) нематериальным активом предприятия, который понадобится фирме при освоении новых выгодных и перспективных продуктов.

Экономия на постоянных (условно-постоянных) издержках является первоочередным объектом внимания руководителя в случаях, когда критическим моментом для вывода предприятия из финансового кризиса служит достижение им ранее не обеспечивавшегося объёма Qa безубыточного выпуска и продаж, при котором постоянные издержки Cf хотя бы полностью покрываются разницей между выручкой от продаж продукта и прямыми переменными издержками. Однако при этом простое увеличение объёма выпуска (за счёт роста производственной мощности или ввода в эксплуатацию имеющегося резерва неиспользуемых мощностей) либо наращивание объёма продаж (за счёт лучшей организации продаж, проведения рекламных кампаний и др.) невозможны – так что оказывается необходимым не столько «перешагнуть» через сложившийся порог количества выпускаемого и продаваемого продукта, обеспечивающий хотя бы безубыточность операций с продуктом, сколько «сдвинуть» этот порог в меньшую сторону, снизить критический объём Qa.

Причинами такой ситуации являются:

  • отсутствие на предприятии резерва производственных мощностей;
  • нехватка времени или инвестиций на расширение мощностей;
  • ограниченный спрос на выпускаемый продукт;
  • острая конкуренция на рынках сбыта продукта;
  • недостаточное предложение покупных ресурсов, необходимых для увеличения выпуска продукта;
  • сильная конкуренция за доступ к упомянутым (качественным и предлагаемым по доступной цене) покупным ресурсам.

Заметим, что возникновение описанной ситуации особенно вероятно применительно к продуктам (предприятиям, специализирующимся на их выпуске), которые:

  • требуют высокой доли и объёма вложений в специальные активы, необходимые для производства (продаж) рассматриваемой продукции и непригодны для выпуска или реализации иных продуктов;
  • ориентированы на достаточно узкие целевые рыночные сегменты;
  • являются товарами длительного пользования, сложными в эксплуатации, дорогими и относящимися к категории «товаров доверия» (confidence goods, выявление качества которых по сравнению с качеством товаров конкурентов требует не только времени, но и затрат потребителя на повышение своей компетенции по поводу товара) – так что увеличить свою долю на рынке сбыта подобного товара предприятию, можно лишь потратив серьёзные средства, время и усилия на продвижение своей внушающей доверие потребителю «торговой марки»;
  • предполагают в качестве важного фактора их конкурентоспособности и расширения продаж значительные затраты и время на организацию системы своего предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Таким образом, первоочередная необходимость экономить на постоянных (условно-постоянных) издержках возникает для предприятий, специализирующихся на выпуске наукоёмких высокотехнологичных товаров и услуг, к которым как раз и оказываются чаще всего применимы перечисленные признаки.

Если же обобщить сами основные направления экономии постоянных (условно-постоянных) издержек предприятия, то таковыми следовало бы признать экономию:

  • на аренде избыточных активов;
  • на покупке в собственность предприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя определённое время;
  • вследствие продажи активов, которые классифицируются как нефункционирующие (избыточные) и могут быть либо проданными, либо сданными в аренду до возникновения потребности в них (например, в связи с планируемым освоением новых продуктов);
  • на административно-управленческом и вспомогательном (обслуживающем) персонале;
  • на производственном персонале, нанятом ранее в интересах выпуска продуктов, ставших невыгодными (в том числе и в перспективе);
  • в результате непродления платежей по поддержанию прав собственности (преимущественных прав) на нематериальные активы типа патентов, лицензий, разнообразных льгот и т.п. (включая издержки на мониторинг соблюдения своих исключительных прав, на оплату услуг постоянно нанятых консультантов и юристов и др.);
  • на отчислениях по амортизации избыточных активов, а также на отчислениях в резервные фонды, страхующие риски прекращаемых операций (включая снимаемые с производства продукты).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)