Понятие технологического уклада и жизненного цикла

Понятие технологического уклада ввёл И. Шумпетер. Под ним он понимал уровень техники, технологии, образования, культуры, сложившийся в обществе в данный момент времени. Шумпетер И. выдвинул следующую идею: если своевременно вложить инвестиции в обновление технологического уклада, то не будет депрессии, перепроизводства и кризисов.

Он также ввёл понятие делового цикла, в течение которого полностью сменяется технологический уклад.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

Приведённая на рис. 5.4 кривая роста имеет два крутых подъёма, связанных с фазами зарождения и бурного роста нового технологического уклада. Следует заметить, что между ними расположен пологий участок кривой, на котором по концепции И. Шумпетера отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется и деловые циклы развиваются в новом направлении.

Одним из рыночных регуляторов распространения нововведений является трансферт инноваций, который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально создаваемые органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства продукции. Лицензию на использование такого рода инноваций выдаёт владелец патента. В наиболее распространённых случаях лицензирование представляет собой процесс передачи промышленной собственности на основании соглашения договаривающихся сторон.

Лицензионное соглашение на передачу патентных прав оформляется договором купли-продажи по обычным юридическим нормам и предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей. Различают следующие виды лицензий:

  1. простая лицензия ограничивает объём производства продукции, её реализацию лицензиатом на определённой территории, запрещает продажу лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может осуществить её вторичную продажу;
  2. исключительная лицензия даёт право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает аналогичные права;
  3. полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.

С развитием рыночных механизмов хозяйствования во всём мире особое внимание стали уделять исследованиям этапов развития жизненных циклов изделий, продуктов, товаров и технологий. Это позволяет совершенствовать технологические процессы, модернизировать изделие, продукт и товар. При этом с помощью жизненного цикла можно определить и сопоставить объёмы затрат и прибыли, учесть временной период формирования каждого этапа жизненного цикла и выявить дальнейший их подъём или спад.

В последнее время для управления товарным ассортиментом применяются различные модели жизненных циклов (ЖЦ), которые подробно рассматриваются в таких научных дисциплинах, как: маркетинг, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, экономика предприятия и др. Причём в описании моделей отсутствуют количественные зависимости, которые бы способствовали повышению качества прогнозов  объёмов продаж. Так, например, в маркетинге концепция модели жизненного цикла товара (ЖЦТ)  подразумевает следующее:

  • срок жизни товаров ограничен;
  • объём продаж продукта включает в себя несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы;
  • на разных стадиях жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьируется;
  • каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Стоит также отметить, что ЖЦ большинства товаров графически отображаются в виде абстрактной кривой (рис. 5.5).

При этом авторы данной модели выделяют несколько основных этапов данного жизненного цикла товара.

Первый этап – исследование и разработка, когда жизнь товара начинается задолго до его рождения как продукта – в идеях, замыслах, разработках. Для предприятия данный этап является затратным и требует значительных вложений.

Второй этап – внедрение. Товар начинает поступать на рынок, и предприятие сталкивается с новыми видами затрат, идущими на доработку товара и выведение его конечного образца на рынок. При этом рынок ещё не «созрел» для восприятия его различных модификаций,  а покупатель пока не решил, покупать или подождать с покупкой данного товара. На этом этапе товар приобретают самые активные потребители – инноваторы, которых совсем не много (≈ 2,5 %).

Третий этап – рост. В случае, если товар удовлетворил покупателя, объём его реализации начинает расти. К инноваторам, повторно покупающим товар, присоединяются другие покупатели – ранние последователи (доля реальных покупателей в составе потенциальных достигает ≈ 13,5 %). В процессах отработки технологии повышается качество товара, формируются его модификации. Предприятие начинает получать значительную прибыль, которая возрастает и достигает максимума в конце этапа роста. Предприятию выгодно продлить временной промежуток этого этапа.

Четвёртый этап – зрелость. Товар выпускается крупными партиями по отработанной технологии с повышенным качеством. Темп роста продаж снижается, однако объём реализации увеличивается и достигает своего максимума. Становится острее конкуренция в области цен аналогичных товаров, появляются оригинальные разработки конкурентов. Конкурентная борьба заставляет улучшать варианты товара, что приводит к сокращению прибыли. Начинается поиск способов вариации потребительских свойств товара, и таким образом продлевается срок ЖЦ (рис. 5.6).

Пятый этап – спад. В конце концов, объём продаж начинает уменьшаться. Это свидетельствует о необходимости разработки мероприятий по «уходу» товара с рынка. Как правило, цены в этот период низкие и прибыль резко сокращается, иногда вынуждая производителя продавать остатки с убытком. Этому способствует успешная деятельность, изменения в технологии производства товара и другие предпочтения потребителя.

Переход от одной стадии жизненного цикла к другой принято объяснять существенными изменениями темпов роста продаж и прибыли. Определение этих изменений – одна из важных задач маркетинговой функции предприятия. На этой основе вносятся соответствующие коррективы в производственную программу предприятия.

Концепция ЖЦТ наиболее адекватно интерпретирует динамику продаж продукта на рынке. Как инструмент планирования эта концепция позволяет менеджменту компании определять основные задачи маркетинга на каждом этапе цикла и разрабатывать альтернативные варианты. Как инструмент контроля концепция ЖЦТ позволяет оценить результативность выпуска товара в сравнении с производимыми в прошлом схожими продуктами. Для целей же прогностики данная концепция малопригодна, поскольку истории продаж слишком разнообразны, а продолжительность каждого ЖЦ варьируется в достаточно широких пределах. Существуют критические утверждения, что модели жизненных циклов имеют слишком большой разброс форм, а рассматриваемые периоды весьма различны по своей длительности. Кроме того, схема ЖЦТ является не столько «постоянным курсом», которым должен следовать отдел продаж, сколько реализацией маркетинговой стратегии.

В инновационном менеджменте рассматриваются иные аспекты жизненного цикла нового изделия. Здесь этапы ЖЦ имеют специфическую характеристику, присущую новому изделию (рис. 5.7).

I этап – создание новшества – состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых изделий, их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. Комплексность этих работ заключается в том, что они включают в себя создание или приспособление существующего производственного аппарата для организации производства нового изделия. При этом первые продажи опытных партий (образцов) нового изделия, т.е. маркетинговые исследования, тоже начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот.

II этап связан с освоением производства, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап выступает важнейшим во всём жизненном цикле нового изделия, именно здесь создаётся материально-вещественная основа цикла.

На III этапе следует отметить, что продолжительность выпуска нового изделия в массовом масштабе оказывает двойственное влияние на эффективность. С одной стороны, длительные сроки выпуска обеспечивают экономические результаты, удовлетворяют спрос и обеспечивают накопления для воспроизводства. С другой стороны, в интересах потребителей необходимо обновлять изделия, что выступает обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышения конкурентоспособности. Всё это требует оптимизации времени производства с учётом изменения темпов роста его экономической эффективности.

При переходе к IV этапу наблюдается прекращение роста эффективности жизненного цикла, что служит сигналом о необходимости изменений в самом производстве (снижение издержек) или улучшения потребительских характеристик изделий. Эти изменения могут продлить жизненный цикл изделия, но их экономический потенциал, как правило, всегда ограничен. Неизбежно происходит моральное старение изделий, из-за появления на товарном рынке новых, заменяющих изделий падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Всё это происходит на V этапе жизненного цикла и приводит к его завершению (см. рис. 5.7).

В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла к другому, т.е. по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает модернизировать изделие или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно. Чем сильнее конкуренция на рынке, тем быстрее прекращается производство морально, экологически и социально устаревшего изделия. На конкурентном рынке жизненный цикл изделия, охватывающий все его этапы, составляет в среднем 10 – 15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной областей применения.

Необходимо различать применение понятия жизненного цикла продукта по отношению к новшествам и нововведениям. Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: фундаментальные и прикладные исследования, создание опытных мощностей, изготовление и испытание установочной партии (серии) продукции на рынке, устаревание новшества. Применительно к нововведению понятие «жизненный цикл» означает возникновение потребности в новшестве и его создании (приобретение прав на использование у владельца новшества); освоение в производстве: диффузия (тиражирование на других объектах), рутинизация (стабильное, без изменений, использование). При этом оба жизненных цикла тесно связаны, но важно выделить указанную разницу: один цикл связан с созданием новшества и предложением на рынке новшеств, другой – с формированием инвестиционного спроса и применением новшества в производстве.

Модель жизненного цикла продукта входит в число традиционно используемых предпринимателями подходов, способствующих определению коммерческой ценности нововведения для конкретного бизнеса (рис. 5.8).

Теоретически нововведения могут быть проведены на любой стадии жизненного цикла продукции, но оценки будущих результатов будут существенно расходиться. На этапы развития и роста приходится наибольший объём инвестиций.
Возможность расширения и поддержания конкурентного преимущества наиболее привлекательна для инвестора в силу быстрой окупаемости вложений. Дальнейшее неизбежное усиление конкуренции приводит к замедлению роста продаж и достижению квазиравновесного состояния, приводящего в свою очередь к спаду. Предпринимателю при выборе направлений инвестирования приходится оценивать потребность в капитальных вложениях на каждом этапе жизненного цикла продукта и одновременно вести расчёты ожидаемых результатов продаж.

Долгосрочная конкурентоспособность производственного бизнеса требует опережающих инвестиций на каждом этапе жизненного цикла продукта. Инвестиции в нововведения каждый раз должны обеспечивать прирост экономических результатов (ПЭР) с тем, чтобы максимально продлить стадию роста и не допускать его замедления (отрезок 2–2′ на кривой рис. 5.8). Эффективность нововведения, обеспечивающего продление этой стадии, как правило,  максимальная, что в свою очередь повышает цену инновационного предложения. В основе такого нововведения лежат новшества, обеспечивающие дифференциацию продукта и снижения издержек производства и реализации. Если потенциал новшеств достаточно высок, то его использование позволяет извлечь выгоды и после снижения объёма продаж, обеспечивая для предпринимателя приемлемую норму прибыли (НП) в определённый период (отрезок 2′–3′ на кривой рис. 5.8).

По мнению профессора Сафронова, стадии жизненного цикла новшества характеризуются следующим образом.

Первая стадия – внедрение новшества – является наиболее трудоёмкой и сложной.  Именно здесь велик объём расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия – стадия подъёма – отличается быстрым наращиванием производства,  значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организацией производства.

Четвёртая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объёмов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей,  сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчёт экономической эффективности.

В своих работах Д.И. Кокурин различает инновационный цикл (от появления идеи до её использования в промышленном производстве на коммерческой основе) и жизненный цикл инновации, охватывающий время от момента внедрения нововведения в производство до его устаревания. По его мнению, структура затрат на инновационный продукт отличается от структуры затрат на большинство товаров и услуг. Бóльшая часть заключённых в инновационном продукте издержек приходится на подготовительный период. Поэтому себестоимость изготовления опытного образца или первого экземпляра нового изделия непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. Инновационный продукт имеет следующие особенности, проявляющиеся при осуществлении отношений его обмена: высокая конкурентоспособность и чувствительность к научно-техническим новшествам; специфика ценообразования; зависимость от неустойчивого спроса потребителей.

Жизненный цикл продукта характеризуется временными и экономическими параметрами. Важнейшими из них являются экономические параметры, которые характеризуются объёмными, затратными и качественными показателями. Они находятся в тесной взаимосвязи. Для получения необходимого качества продукта требуется рациональный объём работ по обоснованию, научным исследованиям, разработке и подготовке к производству. К объёмным параметрам относится также длительность выпуска и эксплуатации продукта. Параметры качества продукции, работ, услуг и объём их производства формируют затраты экономического жизненного цикла продукта. Продукция, являясь целью производственного процесса, одновременно становится результатом воплощения затрат всех элементов жизненного цикла.

Стадии жизненного цикла продукции укрупнённо включают следующие затраты.

  1. Исследования и разработка продукции – затраты на научные исследования и разработку нововведений, включающие затраты на:
    • исследования и доработку замысла;
    • разработку проектной, конструкторской и рабочей документации опытного образца или партии;
    • разработку рабочей конструкторской документации для изготовления продукции;
    • изготовление и испытание опытного образца (партии).
  2. Изготовление продукции – затраты на подготовку и освоение, а также серийное производство продукции, поддержание технического уровня и качества серийно освоенной продукции.
  3. Реализация продукции – затраты на тару и транспортные операции, связанные с доставкой готовой продукции до места потребления, обеспечение её сохранности и эксплуатационных характеристик при транспортировке и реализации.
  4. Эксплуатация (использование продукции) – затраты на приобретение, монтаж, подготовку продукции и кадров к эксплуатации продукции, текущие эксплуатационные расходы,  затраты на ремонт и обслуживание.
  5. Утилизация продукции – затраты на исследования, изготовление средств утилизации,  транспортные расходы, специальные контейнеры, тару и другие затраты, связанные с утилизацией.

Величина затрат по стадиям жизненного цикла зависит от характера продукции, её технической сложности и новизны. Определение затрат по стадиям жизненного цикла продукта характеризуется большим количеством факторов, влияющих на формирование затрат: сложность продукции, требования к обеспечению определённого качества продукции, характер производства продукции, требования соблюдения условий транспортировки, эксплуатации и утилизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)