Понятие и структура избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную избирательным законодательством совокупность стадий. Стадия избирательного процесса – это объединенная единым функциональным назначением обособленная совокупность избирательных действий и процедур, последовательно реализуемая особым кругом субъектов избирательного процесса в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством, для достижения конечного результата выборов – избрания депутатов или выборных должностных лиц.

Каждая стадия избирательного процесса характеризуется:

  • функциональным назначением;
  • избирательными сроками;
  • субъектным составом;
  • совокупностью избирательных действий (процедур);
  • конкретными правами и обязанностями субъектов избирательного процесса;
  • определенным перечнем документов избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений, их
  • представителей и других субъектов избирательного процесса.

Собственно структурными элементами стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия.

Избирательные процедуры – это конкретный порядок совершения (выполнения) предусмотренных избирательным законодательством совокупности процедурных действий, принятия соответствующими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализацию избирательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса. Избирательные действия – первичный структурный элемент стадий избирательного процесса, представляющий собой пошаговую реализацию избирательных прав и полномочий соответствующих субъектов избирательного процесса в рамках определенной избирательной процедуры.

Таким образом, принцип поступательного развертывания избирательного процесса позволяет разделить его на относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, позволяющие достичь конечный результат выборов – формирование выборных органов публичной власти.

В научной и учебной юридической литературе отсутствует единый подход к классификации (составу) стадий избирательного процесса и их наименованию. И хотя абсолютно ясно, что их деление носит сугубо условный характер, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, все же представляется целесообразным определение наиболее оптимального, концептуально обоснованного перечня стадий избирательного процесса.

Важно отметить, что классифицировать стадии на основные (обязательные) и факультативные недопустимо. Факультативность означает отсутствие всяких обязательств в реализации правомочий, предполагая личное усмотрение субъектов. На самом же деле, соответствующие стадии (процедуры) обязательно проводятся в случаях, прямо предусмотренных избирательным законодательством. Поэтому более уместным и правильным будет определение всех стадий в качестве обяза­тельных (с выделением основных и дополнительных).

Мнение о том, что повторные выборы, выборы вместо выбывших депутатов – это дополнительные стадии избирательного процесса, в корне неверно, так как это разновидность выборов, в рамках которых осуществляются все предусмотренные избирательным законодательством избирательные действия и процедуры в полном объеме его стадий, правда, возможно и в более короткий срок. Кроме того, информационное обеспечение выборов, их финансирование также не являются стадиями избирательного процесса (и в этой связи не могут быть включены в наименование таковых) – это элементы избирательного процесса, которые носят обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер, сопровождая его поступательное развертывание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)