Понятие и система источников избирательного права РФ

Говоря об «избирательном праве» в объективном смысле, можно определить этот термин, как систему право­вых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Эти нормы содержатся в определенных норматив­ных правовых актах, составляющих источники избирательно­го права.

Изучение и анализ источников избирательного пра­ва, содержащих нормы, которые закрепляют и регулируют отношения, складывающиеся в процессе подготовки и прове­дения выборов, имеет большое значение для понимания сущ­ности и раскрытия содержания избирательного права и про­цесса. Прежде чем перейти к определению понятия и рас­смотрению системы источников избирательного права, обра­тимся к теории права, согласно которой источник права — это форма выражения правовых норм, а также форма при­дания правилам поведения юридически обязательного харак­тера. Посредством этого обычные правила поведения стано­вятся правовыми нормами.

В юридической литературе встречаем различные опреде­ления понятия «источники права». Так, например, Л. П. Рас­сказов определяет источники права как государственно-официальные способы выражения и закрепления норм права. Источниками права являются различные способы выражения правотворческой деятельности государства. С помощью этих способов воля законодателя становится обязательной для ис­полнения.

Следует сказать, что наиболее распространенной формой источников права являются нормативные правовые акты. Говоря об источниках избирательного права, необхо­димо отметить, что именно через нормативные правовые акты уполномоченные органы государства устанавливают нормы права, которые рассчитаны на многократное применение при регулировании отношений, возникающих в процессе подго­товки и проведения выборов различного уровня.

Это обеспе­чивает стабильность данной сферы отношений, а в итоге должно способствовать достижению объективности результа­тов выборов. Нормативные правовые акты образуют систему законода­тельства, которая строится по определенной иерархической лестнице, прежде всего, в зависимости от степени юридиче­ской силы, а также от степени конкретности правового регу­лирования, по другим признакам и основаниям.

Вопрос об источниках избирательного права в современ­ной юридической литературе, как правило, увязывают с изби­рательным законодательством. Так, например, В. И. Наумов считает, что источниками избирательного права является совокупность федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, актов руководителей ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации, проведе­ния и определения результатов выборов, а также доку­менты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Исходя из этого, источники избирательного права можно определить как акты установленной формы, содержащие в се­бе избирательно-правовые нормы, изданные уполномоченным на то органом или должностным лицом, действующие на определенной территории, в определенное время и среди определенного круга лиц, являющиеся элементом системы избирательного законодательства. Источники избирательного права — это правовые ак­ты, содержащие правовые нормы, регулирующие обще­ственные отношения, составляющие предмет избиратель­ного права.

В систему источников избирательного права входят сле­дующие составные части:

  • Конституция РФ;
  • международно-правовые акты;
  • законодательство РФ;
  • законодательство субъектов Федерации;
  • нормативные правовые акты местного самоуправления;
  • решения Конституционного Суда РФ;
  • нормативные правовые акты избирательных комиссий.

Система источников избирательного права составляет за­конодательство о выборах в Российской Федерации или изби­рательное законодательство. К настоящему времени сформировалась достаточно раз­витая система избирательного законодательства, в которой можно выделить отдельные виды источников по следующим основаниям.

По уровню правового регулирования или по субъекту правотворчества:

  • федеральное избирательное законодательство;
  • избирательное законодательство субъектов РФ;
  • муниципальное избирательное законодательство.

По уровню выборов или органов, в которые они про­водятся:

  • законодательство о выборах федеральных органов гос­ударственной власти;
  • законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления.

Можно продолжить данную классификацию, используя другие критерии. Федеральное избирательное законодательство характери­зуется тем, что составляющие его нормативные правовые ак­ты регулируют все виды выборов, проводимых в Российской Федерации на федеральном уровне, в ее субъектах и в муни­ципальных образованиях.

Законодательство субъектов РФ устанавливает порядок подготовки, организации и проведения выборов органов государственной власти субъектов Федера­ции и муниципальных выборов. Нормативные правовые акты местного самоуправления содержат нормы, регулирующие порядок подготовки и проведения муниципальных выборов.

Особенностью источников российского избирательного права является большое количество подзаконных норматив­ных актов и нормативных правовых актов избирательных ко­миссий различного уровня. Характеризуя систему источников любой отрасли права или отдельного правового института, следует выделять две их группы.

К первой группе относятся общепризнанные принци­пы и нормы международного права, а также международные договоры РФ, а, вторую группу составляют нормативные правовые акты национального законодательства. Основную часть источников избирательного права со­ставляет национальное избирательное законодательство Российской Федерации, которое можно определить как со­вокупность нормативных правовых актов, регулирующих от­ношения, связанные с осуществлением права граждан изби­рать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть отношения, составляю­щие предмет избирательного права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)