Понятие и сфера применения договора перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Прямое смешанное сообщение является эффективным способом доставки грузов на большие расстояния, когда в перевозке задействованы транспортные организации различных видов транспорта.

Например, груз может сначала доставляться железнодорожным, затем морским, далее автомобильным и, наконец, воздушным транспортом. При этом виде перевозок грузоотправителю не нужно заботиться о передаче груза с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы.

Основанием возникновения правоотношений, складывающихся при осуществлении такой доставки, является договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении.

Существуют две характерные особенности такой перевозки:

  1. Она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования.
  2. В перевозке участвуют два и более вида транспорта.

Соглашения об организации прямых сообщений между группами железных дорог и предприятиями водного транспорта заключались еще в середине 70-х годов XIX века. А. Ф. Гриневский упоминает о том, что уже на II съезде представителей железных дорог третьей группы, проходившем в Москве с 25 ноября по 4 декабря 1874 года, были «выработаны условия прямого сообщения с Русским обществом пароходства и торговли».

Прямое смешанное сообщение – достаточно удобный вид сообщения для контрагента перевозчика. В. А. Егиазаров отмечает отсутствие необходимости для грузоотправителя присутствовать лично или направлять представителя для приемки и передачи груза «с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы».

Правовому регулированию отношений, возникающих при осуществлении прямой смешанной перевозки грузов, посвящена ст. 788 ГК, в соответствии с которой взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Интересно
В настоящее время разработан, но пока не принят закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. До его принятия следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ, гл. V УЖТ).

Несколько слов следует сказать о терминологии, которая применяется в международном сообществе при правовом регулировании прямых смешанных перевозок.

Мультимодальная перевозка – смешанная перевозка грузов, при которой лицо, ее организующее, несет ответственность на всем пути следования независимо от количества принимавших участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Комбинированная перевозка – интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой первоначальный и (или) конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким.

При этом перевозка производится в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного или морского транспорта, по одному транспортному документу. Она осуществляется без перегрузки с одного вида транспорта на другой. Это достигается путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или речных и морских судах.

Контрейлерная перевозка – это комбинированная железнодорожно-автомобильная перевозка, при которой транспортируется трейлер, полуприцеп или съемный кузов без водителя или тягача на железнодорожной платформе.

Роудрейлерная (бимодальная) перевозка – перевозка грузов в специализированных транспортных средствах

Роудрейлер – это обычный автомобильный полуприцеп, снабженный парой стальных железнодорожных колес, который может двигаться как по железной дороге, так и по шоссе.

Лихтерная перевозка – перевозка, при которой на специальное судно – лихтеровоз –грузится небольшая грузовая баржа – лихтер, которая доставляется к месту назначения и выгружается на воду.

При заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении грузоотправитель и первый перевозчик заключают договор, который удостоверяется накладной. Накладная следует вместе с грузом на всех участках перевозки вне зависимости от того, каким видом транспорта она производится. Транспортная организация, выполнив свой этап перевозки, передает в пунктах перевалки груз перевозчику другого вида транспорта.

Передача груза подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов. Кроме того, организации, имеющие право осуществлять перевалки, должны быть письменно уведомлены соответствующим органом.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)