Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности

Согласно определению, данному в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Анализируя предложенное законодателем определение, необходимо отметить следующее:

  • Во-первых, деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Государственный характер ОРД определяет ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные службы, нельзя представить только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. Естественно, к таким мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными силами, средствами и методами.
  • Во-вторых, ОРД присущи специфические отношения – оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений прежде всего субъектами, в качестве которых выступают специально уполномоченные государством органы и их должностные лица. При этом характерной чертой рассматриваемых отношений является особый правовой статус субъектов, специфика в реализации их прав и обязанностей, заключающаяся в использовании специальных средств и методов в борьбе с преступностью.
  • В-третьих, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.
  • В-четвертых, ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах (гласной и негласной). В зависимости от складывающейся ситуации и конкретной цели должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно (официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществлять свои права, предоставленные федеральным законом, негласным путем. В рассматриваемой деятельности комплексно используются как гласные, так и негласные формы, однако предпочтение отдается негласным. Это обусловлено тем, что пресечь и раскрыть ряд неочевидных, замаскированных преступлений при помощи только следственных действий или гласных мер административного характера практически невозможно, а потому крайне затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, их совершивших.
  • В-пятых, рассматриваемый вид деятельности представляет собой систему организационно-управленческих и оперативно-розыскных мероприятий. Они проводятся в строгом соответствии с законом, подзаконными нормативными актами и осуществляются в пределах полномочий оперативно-розыскных органов.

Под полномочиями понимается компетенция и правовой статус оперативного подразделения и его должностных лиц. В соответствии с предоставленными полномочиями оперативное подразделение имеет право проводить ОРМ, обозначенные в ст. 6 ФЗ об ОРД, и принимать юридически значимые решения. Полномочия имеют соответствующий предел, который определяется в соответствующих законодательных актах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)