Понятие и признаки государства

В юридической науке отсутствует единое понимание термина «государство». Это связано с многообразием подходов к анализу государственно правовых явлений. Одни авторы определяют государство через набор его внешних признаков, другие вводят сущностные критерии, разграничивая государство и иные формы политической власти.

Кроме того, в российской науке понятие «государство» обычно используют применительно к политико правовым образованиям разных исторических периодов и культур, тогда как в зарубежных работах принято использовать этот термин («nation state») в отношении особой формы политической организации общества, сложившейся к XVIII в. в Европе и Северной Америке.

Чтобы не углубляться в рассмотрение современных дискуссий, мы приведем формальное определение государства и перечислим его признаки, а затем затронем вопрос о сущности государственной власти.

Итак, государство — это организация публичной политической власти в рамках определенной территории, обладающая монопольным правом на создание общеобязательных норм и принуждение к их исполнению. Перечислим теперь основные признаки государства.

Территориальный характер власти. Специфика государственной власти состоит в том, что она распространяется по территориальному, а не по индивидуальному принципу. Например, если власть главы католической церкви воздействует на всех католиков независимо от их местонахождения, а власть отца в семье — на его детей, то государственная власть распространяется на всех лиц, находящихся в пределах территории государства (независимо от наличия у них гражданства).

Поэтому применительно к государству важнейшее значение имеет проблема определения границ территории государства. Следует, однако, отметить, что имеют место и случаи распространения действия нормативных актов за пределы территории государства (экстерриториальное действие). Чаще всего это связано с наличием устойчивой правовой связи человека и государства, обозначаемой термином «гражданство».

Суверенитет. Категория суверенитета включает две самостоятельные сферы — внутреннюю и внешнюю.

Внутренний суверенитет государства означает верховенство государства в политической системе общества и монопольное право государства на принятие общеобязательных норм.

Общеобязательность создаваемых государством норм, в свою очередь, предполагает монополию государства на легитимное применение насилия в отношении нарушителей норм.

Внешний аспект суверенитета означает независимость государства на международной арене и недопустимость вмешательства иных субъектов в принятие решений по вопросам внешней и внутренней политики государства (за исключением случаев делегирования властных полномочий международным организациям и иным подобным образованиям).

Наличие аппарата власти. Любое государство предполагает наличие в нем обособленной группы людей, на профессиональной основе занимающихся управлением, политическим администрированием.

В сфере их компетенции находятся издание нормативных правовых актов и организационно распорядительная деятельность, связанная с воплощением требований этих актов в жизнь. Профессиональный характер деятельности данной группы означает, что она осуществляется на возмездной основе и является основным (в ряде случаев — единственным) источником доходов представителей данной группы.

Наличие аппарата принуждения. Особенностью власти, осуществляемой государством, является возможность принуждения людей к соблюдению требований, содержащихся во властных предписаниях.

Это предполагает существование особых институтов — полиции, армии, спецслужб, наделенных государством полномочиями по применению насилия в отношении нарушителей.

Кроме того, эти структуры призваны обеспечить безопасную жизнедеятельность граждан, а также оградить государство от посягательств на его суверенитет извне. Аппарат принуждения также в большинстве случаев действует на профессиональной основе.

Система налогов и сборов. Профессиональный характер деятельности аппарата власти и принуждения предполагает необходимость изъятия части доходов населения в пользу государства в целях финансового обеспечения лиц, осуществляющих управление и принуждение.

В большинстве случаев современные государства монополизируют ряд социальных функций и услуг, которые, с их точки зрения, не могут быть эффективно осуществлены на частном уровне или предоставление которых частными лицами ставит под угрозу суверенитет государства. В связи с этим государство изымает часть доходов населения, для того чтобы централизованно предоставлять образовательные, медицинские, транспортные и иные услуги.

Помимо этого, налогообложение имеет целью перераспределение денежных средств в пользу малоимущих, а также лиц, неспособных в силу тех или иных причин самостоятельно обеспечивать собственное существование.

Таким образом государство стремится обеспечить своим гражданам минимальный стандарт жизни, снижая тем самым социальную напряженность.

Все перечисленное — обязательные признаки государства. Иногда также говорят о факультативных признаках, не столь необходимых для государства, но характерных для большинства современных стран. Это наличие собственных флага, герба, гимна, валюты и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)