Государство, право, экономика

Проблема соотношения и взаимного влияния друг на друга государства, права и экономики рассматривается в юридической науке довольно давно. Совершенно очевидно, что три указанных явления представляют собой единый механизм, в котором каждый из его элементов влияет на другие части.

С одной стороны, важной функцией государства является регулирование экономики, установление путем закрепления в нормативных актах правил поведения субъектов экономической деятельности (например, порядка и размера уплаты налогов, процедуры регистрации юридических лиц, порядка получения лицензий на ведение экономической деятельности).

Именно государство посредством создания правовых норм может предоставлять предпринимателям определенные льготы (льготный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства, льготную цену аренды помещений для малого бизнеса и т. д.).

С другой стороны, экономика — ключевая основа государства, поскольку позволяет государству при помощи права устанавливать гарантии участникам экономических отношений: страхование банковских вкладов, гарантии иностранным инвесторам и т. п.

Государственный аппарат (министерства, полиция, армия, судебная система) непосредственно не участвует в материальном производстве. Следовательно, экономика должна быть построена государством таким образом, чтобы доходов, поступающих в государственный бюджет, хватало как на содержание государственного аппарата, так и на выполнение государством таких своих функций, как оборона, образование, медицина, социальная помощь, научные исследования и проч.

Неэффективная, неправильно построенная экономика является серьезной угрозой для государственной власти и для самого государства, которое может быть завоевано военным или экономическим путем.

Отдельно стоит сказать о соотношении и взаимодействии права и экономики. Не стоит забывать, что в определенной степени право обязано своим появлением именно экономике. Так, при переходе от присваивающей экономики к производящей возникает прибавочный продукт, за счет которого мог существовать не участвующий непосредственно в производстве аппарат управления, трансформирующийся впоследствии в государство, которое и стало заниматься нормативным регулированием поведения членов общества.

По мнению А. Б. Венгерова, переход к производящей экономике является методологическим ключом к происхождению права. Сходной позиции придерживается С. С. Алексеев, указывая, что в процессе возникновения, особенностях и свойствах права ощущается влияние экономических отношений.

Благодаря экономике происходит классовое и социальное расслоение общества, так как одни люди могут производить больше других общественных продуктов (товаров) либо общественный продукт распределяется неравным образом в нарушение правил справедливости, в результате чего и появляются первые социальные регуляторы, которые со временем трансформируются в правовые нормы.

При помощи правовых норм государство регулирует экономику, формирует правила поведение участников общественных отношений, участвующих в экономической деятельности. Не стоит забывать, что нормы права, установленные государством, являются своего рода гарантиями для субъектов экономических отношений, защищающими их от недобросовестного поведения граждан и юридических лиц.

Сюда можно отнести защиту собственности, недопустимость монополистической деятельности, защиту от недобросовестной конкуренции, запрет на ненадлежащую рекламу товаров и услуг и др.

Особо стоит сказать о государственном регулировании части отношений, где с одной стороны выступают юридические лица, а с другой — граждане. Поскольку предприятия и организации, участвуя в экономическом обороте, обладают большими экономическими и финансовыми возможностями, могут позволить себе нанять квалифицированных юристов, граждане находятся с ними в неравном положении.

Указанное неравенство восполняется при помощи законодательства о защите прав потребителя, устанавливающего для физических лиц определенные гарантии и права, за неисполнение которых на производителей и продавцов товаров и услуг накладываются штрафы.

Одновременно право гарантирует субъектам экономической деятельности защиту от незаконного вмешательства государства. Так, нормами права устанавливаются гарантии определенной экономической независимости, порядок привлечения к ответственности, возможность обжалования решений органов государственной власти как в административном, так и в судебном порядке. При помощи правовых норм закрепляется, например, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налогов, требования к налоговым органам при проведении налоговых проверок.

Основные гарантии экономической деятельности закреплены в Конституции РФ. Так, ее ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Статья 34 указывает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности, а также не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В ст. 35 устанавливается и гарантируется право частной собственности и право наследования, а ст. 36 предоставляет возможность гражданам РФ и их объединениям иметь в частной собственности землю.

Государство выступает не только основным регулятором экономики, но и ее активным участником. Так, именно государству принадлежит право эмиссии (выпуска) денежных средств, государство может брать у иностранных государств займы для обеспечения развития экономики. Центральный банк РФ, например, является в банковской системе кредитором последней инстанции.

Один из ключевых вопросов данной темы — проблема пределов влияния государства на экономику. Так, известны несколько экономических моделей. При социалистической модели государство полностью регулирует экономику, не допускает создание частных предприятий и компаний, запрещает частные банки и частный капитал.

В такой модели плохо работают рыночные механизмы, основанные на законах спроса и предложения, поскольку государство регулирует развитие производства, выпуск товаров, устанавливает цену на товар.

Противоположностью является либеральная модель, когда государство практически полностью отдаляется от управления экономикой, предоставляя рынку развивать экономику страны. Один из принципов такой экономики — самостоятельность хозяйствующих субъектов, их право выбирать вид деятельности и самостоятельно определять возможности использования капитала или экономических, а также производственных ресурсов, установление принципа свободы личности, разделение собственности на государственную, частную и муниципальную и др.

Несмотря на то что большинство развитых стран (государства Западной Европы, Северной Америки) основываются на либеральной модели экономики, они тем не менее допускают в определенных случаях государственное вмешательство. Такое вмешательство возможно в случаях, например, сговора производителей в целях установления монопольно высоких цен на определенные товары или несоблюдения требований к качеству продукции.

Необходимый минимум государственного принуждения будет применен к неплательщикам налогов или предприятиям, нарушающим правила охраны окружающей среды.

Существенно возрастает роль государства в условиях экономического кризиса. В сегодняшних условиях видно, как именно государство в лице центральных банков западных стран помогает финансовым институтам (банкам, страховым компаниям), выдавая льготные кредиты или денежные средства для погашения долгов в обмен на портфели акций этих компаний. Именно государство регулирует рыночное хозяйство, обеспечивает стабильность экономики, оказывает помощь субъектам экономических отношений.

Либеральная экономика изначально начала развиваться на основе идей естественного права и теории А. Смита, что привело к формированию постулатов о неприкосновенности частной жизни, в том числе в сфере экономики, когда государство не рассматривалось как хозяйствующий субъект, а правящий класс буржуазии требовал полного отказа государства от вмешательства в экономику.

И только после формирования крупных монополий либеральное государство в странах Западной Европы начинает активизировать свою деятельность в области экономики, формируя антимонопольное и социальное законодательство, в частности законы о минимальном размере оплаты труда.

В сегодняшней экономической модели постиндустриального общества совершенно очевидно, что экономика и ее отдельные части (предприятия, банки и т. д.) не могут функционировать без государства. Производство носит общественный характер, что обусловлено определенной ролью государства в экономике.

Во многих развитых странах государство участвует не только в регулировании экономики, но и непосредственно в экономической деятельности, создает государственные компании, в основном в области крупного производства и промышленности (государственные банки, железные дороги, добывающие предприятия).

Освещая вопрос о соотношении права, экономики и государства, нельзя не обратить внимание на такую экономическую и юридическую категорию, как собственность. С одной стороны, именно в странах, где господствовала частная собственность, можно наблюдать наиболее серьезное развитие права. С другой стороны, собственность как экономическая категория может реализовать себя только при помощи права.

Во первых, через правовые нормы закрепляется понятие права собственности, предполагающее такие правомочия, как владение, пользование и распоряжение.

Во вторых, право формирует основания возникновения права собственности (создание, постройка, купля продажа, наследование, мена, дарение) и его прекращения (отчуждение, изъятие для государственных нужд, гибель имущества).

В третьих, посредством права устанавливаются обязанности для неопределенного круга лиц, гарантирующие права собственника: не нарушать права собственника, не причинять ущерб собственности, не препятствовать собственнику в пользовании своим имуществом.

В четвертых, при помощи права закрепляются экономические права собственника, возможность использовать свое имущество в предпринимательской деятельности, а также получать доходы от использования своего имущества (например, сдача земельного участка в аренду).

И, наконец, в пятых, посредством права устанавливаются правила экономического оборота собственности. В первую очередь это сделки: купля продажа, аренда, передача собственности в доверительное управление, передача собственности в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал, а также изъятие собственности в рамках исполнительного производства за долги, возможность требовать взыскания убытков за причинение ущерба собственнику и т. д.

Какова же роль права и юридического воздействия в области экономики?

Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство, что при помощи права государство устанавливает правила ведения экономической деятельности, формирует в этой области дозволения и запреты. Кроме того, не стоит отрицать большое воздействие на поведение субъектов экономических отношений судебно арбитражной практики.

При помощи судебных решений государство в области экономики выполняет следующие задачи:

  • разрешает экономические споры по существу;
  • формирует модели поведения субъектов экономических отношений;
  • предоставляет средства правовой защиты участникам экономических отношений;
  • защищает участников экономических отношений, находящихся в неравном положении (фирма и гражданин);
  • принуждает к выполнению обязательств.

Нередко в теории государства и права среди ключевых внутренних функций государства выделяют экономическую функцию. В чем она заключается?

Во первых, государство защищает свою территорию он нападений, осуществляя тем самым защиту экономической системы, своей собственности, собственности граждан и юридических лиц, золотовалютных резервов и полезных ископаемых, принадлежащих стране, выполняя защиту экономических и производственных ресурсов.

Во вторых, в развитом обществе государство должно стремиться к формированию единства общества, созданию в обществе устойчивого среднего класса и не допускать существенного экономического разрыва между разными слоями общества, что может привести к разделению общества на враждующие классы.

В третьих, государство обеспечивает поддержку и защиту участников экономических отношений.

В четвертых, государство обеспечивает развитие экономики, устанавливая взаимоотношения с иностранными государствами, например, для развития туризма, перевозок, торговли, привлечения инвестиций.

Основные формы влияния государства на экономику показаны на рисунке.

Подводя итог, следует отметить, что государство, право и экономика взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Экономика без государства распадется, поскольку не будет единого регулятора, устанавливающего правила поведения, осуществляющего эмиссию национальной валюты и защиту субъектов экономических отношений.

Без экономики право перестанет работать, так как аппарат управления (государство) в лице судебной, правоохранительной системы, центрального банка и других структур не сможет существовать, поскольку не участвует прямо в процессе производства.

Без нормативных регуляторов, защищающих интересы собственников, устанавливающих процедуру обращения товарно материальных ценностей, основания приобретения и прекращения права собственности, экономика не сможет нормально функционировать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)